Автор: Евгений Гуляев
Российское кино – слова говорящие сами за себя. Материала на тему, насколько отвратителен и бездарен нынешний отечественный кинопром, накопилось если не на статью, то, как минимум на научную монографию. Но только не в этом случае. А всё потому, что «Легенда №17» – это без преувеличения один из самых выдающихся русских фильмов за последние 20 лет. Данный очерк покажет и расскажет, почему это так.
На мой взгляд, в кинематографе есть как минимум три трудных жанра. Это ужасы, комедия и спортивная драма. В первом случае всё ясно – техническая составляющая и субъективное восприятие страха у разных зрителей. Во втором требуется мощный сценарий и не менее мощная актёрская игра (привет Леониду Гайдаю). При этом нужно не скатиться в откровенную бредятину и пошлятину (привет Жоре Крыжовникову). А что с третьим жанром? Как говорится, без бутылки здесь не разобраться.
Давайте будем честными – кто вообще ходит на подобные фильмы? Не, ну, правда, мне не удалось найти ни одного социологического исследования, которое бы хоть как-то раскрывало выборку зрителей спортивных фильмов. Мне сейчас ответят, что те, кто занимается спортом и смотрят. Не буду спорить, ибо, скорее всего, это так. Вот только есть один маленький нюанс – систематично занимающихся спортом (необязательно профессиональным) неприлично малое количество!
В нулевых годах как-то проводили серьёзный опрос, по результатам которого количество респондентов, более-менее регулярно подвергающих свой организм физическим нагрузкам, набралось от силы 15%. Зная особенности отечественного социологии, наверняка данная цифра завышена. Нельзя также забывать, что съёмки олимпийских эпопей обходятся в копеечку, так как требуется привлечь немало консультантов, тренеров, художников по декорациям и т.п. Но это ещё полбеды, а о чём, собственно, можно рассказать в спортивном кино?
О том, как девочка-инвалид перестала сокрушаться о своих ограниченных возможностях и заняла призовое место в параолимпийских играх? Или о любви сладкой парочки на очередном турнире по фигурному катанию? А, может, пафосная история о том, как летом 1936 года молодой улыбающийся толкатель ядра стал чемпионом, тем самым «отстояв честь арийской расы»? Вот и получается, что спортивное кино – это либо высокоградусный заряд мотивации в стиле «JustDo It!», либо слащавая история, либо кондовая государственная пропаганда. И «Легенда №17» в каком-то смысле объединяет эти «жанры», обогащает их и даже дополняет.
Маленькая ремарка. Большой спорт, безусловно, практически всегда был связан с политикой(всего лишь констатация факта, без негативного или позитивного контекста). И его образ находил лакированное отражение в большом кинематографе. Подобный образ был в сталинский период, хрущёвско-брежневское время, в горбачёвскую перестройку и даже в 90-ые. А во времена царствования вечно молодого подполковника КГБ на этом месте вдруг возникла пустота. Причём ещё до выхода «Легенды» уже родилось, цвело и пахло (не всегда приятным запахом) новое российское кино. Получается довольно странная ситуация, что культура вроде как есть, а большого стиля нет. Байопик о хоккеисте Харламове закрывает эту брешь и начинает начало парада большого российского спорта (спустя год начнётся сочинская Олимпиада), который, естественно, будет показан с изрядной долей глянца.
Как известно, ни в советское время, ни сегодня «Русский Голливуд» не получился. Но, глядя на «Легенду №17», начинает казаться, словно временные рамки сдвинулись, и дух того старого Мосфильма проник в Фонд кино, предварительно слетав в Лос-Анджелес. Во время просмотра фильма мне порой казалось, что «Легенду» снимали не в 2013 году, а будто бы в 70-80-ые годы, что вот-вот дух Холодной войны ожил и сейчас вылезет с экрана. Что, в принципе, неудивительно, учитывая сказанное в предыдущем абзаце. Если выражаться сленговым языком, «Легенда №17» – это фильм, снятый бумерами для зумеров с голливудским подходом к постановке и советскими канонами при создании мифологии. Очень качественной мифологии (думаю ни для кого не секрет, что история успеха Харламова в фильме исковеркана вдоль и поперёк, но создателей это не волновало).
С драмой здесь, к слову, всё в полном порядке. Присутствует также добротный психологизм. Кстати, и архетипы никуда не делись. Персонаж Данилы Козловского – это классический Герой, легендарный Анатолий Тарасов здесь представлен суровым Наставником, будущая жена Харламова – Оборотень, член Политбюро Эдуард Балашов – Союзник, хоккеисты канадской сборной – это карикатурные Злодеи-Привратники. Последний пример особенно забавен тем, что подобная карикатурность была когда-то присуща и голливудскому кино. Вот уж действительно Вечное Возвращение.
После «Легенды» как грибы после дождя стали появляться подобные фильмы, прославляющие успехи уже современных российских спортсменов. Но они были сняты скорее как дань моде возникшей на фоне Олимпиады 2014 года и преследовали сугубо коммерческие цели. Конечно, «Легенда №17» тоже был не прочь погнаться за рублём (на что прямо намекают сборы), но, в тоже время, грамотно воздействовала и на коллективное бессознательное. И воздействовала, похоже, успешно. Как говорится, о спорт, ты мир!
Источник иллюстраций: КиноПоиск