Найти тему

Портрет Михаила Романова. Как царь боролся за свое счастье.

Михаил Федорович. парсуна 2 половины 17 века.
Михаил Федорович. парсуна 2 половины 17 века.

Михаил Фёдорович (1596 - 1645 гг.) был избран царем в 1613 году, и, сперва по малолетству, затем по недостаточности сил, долгое время был фигурой несамостоятельной.

Первую скрипку при новом царе играли его твердохарактерные родители.

Его отец - Фёдор Никитич Романов (1553 - 1633 гг.), боярин, умный и опытный придворный, который, как опасный соперник был в свое время пострижен Борисом Годуновым в монахи, под именем Филарета, но не сгинул за монастырскими стенами, а наоборот, стал патриархом Московским и всея Руси (с 1619 года)

Фёдор Никитич Романов
Фёдор Никитич Романов

И его мать - Ксения Иоанновна Романова, до брака Шестова (? - 1631 гг.), которая была пострижена вместе с мужем и приняла в монастыре имя Марфа.

Портрет - фантазия неизвестного художника более позднего периода.
Портрет - фантазия неизвестного художника более позднего периода.

Михаил вступив на престол был совершенно не подготовлен к правлению. Он был абсолютно необразован и даже грамоты почти не знал. Ему достались руины страны и полчища родственников, которые не имея ни большого ума, ни больших талантов обнаружили легкий доступ к огромной кормушке.

Его отец с 1611 по 1619 годы находился в польском плену, и молодого царя плотной стеной окружили родственники матери Салтыковы - в частности, два ее племянника Борис и Михаил (двоюродные братья царя Михаила). Сама Марфа на первый план не выходила, но ни одного решения царь не принимал без ее участия. Марфа расположилась в Вознесенском монастыре, там был ее двор, состоящий из одних монахинь, но у этих монахинь были родственники за стенами монастыря, и, в частности, усиление Салтыковых было напрямую связано с тем, что их мать, старица Евникия являлась правой рукой Марфы. Любое начинание царя должно было прежде получить благословение его матери, и она постепенно окружила его теми людьми, которые косвенно находились под ее влиянием.

Мать вообще играла огромную роль в жизни Михаила. Она было его головой. Много времени они проводили вместе - постоянно ездили на разные богомолья, и все это вполне устраивало молодого царя. Марфа была его щитом от жизненных превратностей.

Сыночек рос, и в 1616 году, когда ему исполнилось 20 лет, Марфа решила, что пора найти ему невесту. По древнему обычаю были устроены смотрины царских невест - на них со всей страны свезли знатных девиц на выданье.

Смотрины прошли успешно - молодому царю очень понравилась Марья Ивановна Хлопова - дочь захудалого костромского дворянина. Здесь надо заметить, что в Костроме находились родовые вотчины Романовых, и Михаил с матерью жил там довольно долго в детстве - не исключено, что его выбор был определен намного раньше, чем принято считать...

Этот выбор был принят - Марью поселили в тереме, который предназначался для царицы, ей были оказаны большие почести, дворовые целовали ей крест, а во всем государстве ее имя упоминалось на богослужениях.

Как это часто было принято в те времена, будущей царице дали новое имя - Анастасия.

Ко двору подтянулась ее родня. Никому прежде неизвестный род Хлоповых внезапно сильно возвысился.

А мы помним, что первые позиции при дворе в тот период занимали родственники царя по матери - Салтыковы. И очень им это возвышение Хлоповых не понравилось.

Открытый конфликт начался с ерунды.

Однажды царь Михаил с Михаилом Салтыковым, своим советником и двоюродным братом, и дядей невесты - Гаврилой Хлоповым, гуляли по Оружейной палате и рассматривали оружие. Внимание царя привлекла великолепная турецкая сабля. И здесь мнения его сопровождающих разделились: Салтыков был уверен, что и у нас такую же сделать смогут, а Хлопов ему возразил - сделают, да не такую... Слово за слово - и чуть не дошло до рукопашной между уважаемыми людьми.

И с этого момента Салтыковы решили любой ценой Хлоповых от царя удалить - ибо стычка показала глубокую взаимную неприязнь и потенциальную опасность.

Деятельность по низвержению соперников была предпринята по двум направлениям - во первых, в уши Марфы полился отборный негатив о будущей снохе, а во вторых - у самой невесты вдруг началась постоянная рвота.

Родственники сперва решили, что Марья - Анастасия дорвавшись до всяких вкусностей царского стола слишком много ест. И приказали ей умерить аппетит. Невеста стала есть поменьше. На небольшое время ей стало легче, но потом болезнь вернулась.

Поставили в известность царя. Тот приказал Михаилу Салтыкову найти хорошего врача. Салтыков привел некоего иноземца. Иноземец сказал, что страшного ничего нет, на самое главное - плодородие невесты, ее недуг никак не скажется, и выписал лекарство. Лекарство пару раз дали, затем привели второго врача - в надежде, что он найдет что нибудь страшное. Однако и второй врач страшного не нашел. Лекарств у него спрашивать уже не стали - Салтыковы его сделали сами - и передали Анастасии некую водку, со словами, что если она будет эту водку пить, то кушать сможет опять много. Неизвестно, пила ли Хлопова эту водку, но точно известно, что ее отпаивали святой водой, настоянной на мощах святых. В общем - болезнь отступила.

А тем временем Салтыков, который как бы ее здоровьем занимался, донес и Марфе и царю, что Анастасия по словам второго врача жить не будет, потому что в Угличе была уже женщина с такой же болезнью, и через год умерла.

Царь был в замешательстве. С одной стороны по всей стране и во дворце во всю шла подготовка к свадьбе. С другой - мать очень давила на него на предмет того, что Хлопову надо удалить. Но как?

И был созван боярский собор. Родственники невесты на нем клялись, что она просто объелась и скоро будет здорова - но бояре, которые были отлично в курсе того, зачем их созвали - постановили, что свадьбу надо отменить, потому что невеста непригодная. И вот бедную Анастасию, которая уже жила жизнью царицы в неге и богатстве, внезапно из терема выкидывают, и, разлучив с отцом и матерью, в сопровождении бабки, тетка и двух дядьев отправляют... в Тобольск! С нищенским содержанием и в ужасные условия.

Но зато царь продолжал интересоваться ее здоровьем...

Марфа пыталась найти ему другую невесту - однако Михаил хотел видеть женой только Марью - Анастасию, и от просмотра иных кандидатур отказывался.

Сослали Хлопову, естественно, не с подачи царя, но по приказу его матери. А он ничего не смог с этим поделать.

прижизненный портрет Михаила Федоровича.
прижизненный портрет Михаила Федоровича.

В 1619 году из польского плена вернулся Филарет. Осмотрелся, и разогнал всю родню жены подальше от престола. А Михаила очень осудил за малодушие, и за то, что он не смог отстоять Хлопову, которую любил.

Хлопову же с родней в 1620 году перевели в Нижний Новгород, и поселили там в приличных условиях.

В это время уже сам Филарет озаботился браком сына. Но его мыслью было женить его на иноземной принцессе (здесь делаем заметку - эта мысль, породниться с западными династиями, пришла первой в голову совсем не Петру 1).

Сперва пытались женить Михаила на польской принцессе, потом - на датской. Но сватовство не удалось. Главным образом по причине разницы вероисповедания.

И здесь Михаил опять заявил, что ни на ком, кроме как на Анастасии не женится, потому что она ему указана самим Богом.

Вернулись к теме Хлоповой. Провели расследование событий уже семилетней, к тому времени давности. Были вызваны на допрос врачи, устроены очные ставки с Салтыковыми... И вся ложь вышла наружу. О том, что врачи ничего страшного в болезни Хлоповой не находили, а Салтыковы их слова исказили. Салтыковых сослали в их дальние вотчины. Их мать, старицу Евникию отправили в Суздальский монастырь.

И опять для Анастасии замаячила надежда вернуться во дворец и стать царицей, и казалось, у сказки сейчас будет счастливый конец...

Но здесь сказала свое слово Марфа - мать царя. Она поклялась сыну, который очень ее любил, что если он женится на Хлоповой, то она в его царстве не останется. И ее слово опять решило все. Михаил официально уведомил отца Анастасии, что не женится на его дочери.

Жениться он после этого вообще не хотел. Вернее, ему было все равно, кто станет его женой.

Мать выбрала ему супругу по своему вкусу - из княжеского рода Долгоруковых - Марию Владимировну (1608 - 1625 гг.). Михаил покорно женился. Ему было уже 28 лет. Неженатый царь такого возраста - это было уже неприлично по тем временам. Долгоруковы были Рюриковичами, и усиление последних, в силу особенностей ситуации с новой династией тоже нашло своих противников. Видимо, по этой причине, молодая царица как на второй день после свадьбы внезапно заболела, так, не выздоравливая, через пять месяцев и умерла.

По концентрации интриг и использованию ядов придворная жизнь Московской Руси запросто могла переплюнуть итальянские гадюшники того же периода...

В 1626 году, Михаил, наконец, женился на женщине, которая принесла ему многочисленное потомство. Царицей внезапно стала Евдокия Лукьяновна, урождённая Стрешнева (1608 - 1645 гг.).

Евдокия рано лишилась матери, ее отец был захудалым провинциальным дворянином, и она с детства жила в качестве бедной родственницы у богатой родни, всячески ее обижавшей. Будущая царица, по сути, была на положении прислуги в их доме. На смотр невест приехала не она (кто бы ее туда отправил!), а дочь ее благодетелей. Евдокия же ее сопровождала в качестве обслуги. Царь невест просмотрел - и никого не выбрал. Потом решил посмотреть еще раз... И каким то образом приметил Евдокию. Его выбор шокировал всех. И больше всего, естественно, его мать (которая потом немало крови попортила нежеланной невестке). Но в этом случае Михаил проявил твердость, и женился именно на той, которую выбрал.

Чтобы избежать сюрпризов, вроде внезапной болезни очередной царской невесты, ее ввели во дворец за три дня до венчания. Да и вообще все было сделано быстро.

Отец Евдокии был очень беден. Весть о том, что его дочь стала царицей застала его за работой в поле. Потом, когда он уже превратился в богатейшего землевладельца, он хранил в особой комнате одежду, в которой его застала эта новость. И каждый день смотрел на них, чтобы не забывать - кем он был, и не возноситься над бедными людьми, но помогать им.

Евдокия и Михаил жили душа в душу. Царица умерла вскоре после смерти супруга, не перенеся подобного потрясения.

А что же случилось с Марией - Анастасией Хлоповой?

Она была осыпана царскими милостями, но проживала и далее в Нижнем Новгороде. Умерла примерно в 1633 году...