Найти в Дзене

Медуниверситет. Четвертый и пятый курсы

Здравствуйте, читатели и почитатели. Курс за курсом, я продолжаю описывать свои студенческие годы. В этой статье расскажу о четвертом и пятом курсах.
Пожалуй, крайние два курса учёбы (интернатура не в счет) самые легкие. Не в плане информационной нагрузки, а в плане процесса обучения. Мы сдали фармакологию, спала гора с плеч. Большая часть преподавателей познакомилась со студентами, оценила их

Здравствуйте, читатели и почитатели. Курс за курсом, я продолжаю описывать свои студенческие годы. В этой статье расскажу о четвертом и пятом курсах.

Пожалуй, крайние два курса учёбы (интернатура не в счет) самые легкие. Не в плане информационной нагрузки, а в плане процесса обучения. Мы сдали фармакологию, спала гора с плеч. Большая часть преподавателей познакомилась со студентами, оценила их способности. Пришло понимание, что теперь мы университет точно закончим. Как, это уже другой вопрос, но закончим. Поэтому учиться стало веселее и комфортнее.

На четвертом курсе мы познакомились еще с двумя профильными кафедрами: организации и экономики фармации, а также клинической фармакологии. Соответственно, появились новые изучаемые дисциплины. Начнём, пожалуй, с кафедры клинической фармакологии.

Чем отличается обычная фармакология от клинической? На обычной даются азы, основные группы препаратов. На клинической мы уже рассматриваем конкретные лекарства и особенности их применения. С точки зрения объема материала, клиническая фармакология гораздо больше. С другой стороны, провизору именно этот предмет, на мой взгляд, нужнее всего. По той причине, что касается непосредственной работы. Каков механизм действия препарата, как он влияет на организм, как организм влияет на препарат, каковы показания и противопоказания, есть ли побочные эффекты: все эти моменты всесторонне освещает клиническая фармакология. Может возникнуть вопрос: а ведь вся информация есть в аннотации к лекарству, зачем забивать себе голову? Оно-то так, но чтобы достать нужный препарат, требуется еще сориентироваться в их многообразии и сопоставить их с запросами пациента. А уж затем читать в аннотации нюансы применения. Я никогда не стеснялся лезть в инструкцию и уточнять информацию. Удержать в голове все невозможно, да и производители любят вносить в аннотации изменения в течение жизненного цикла лекарства. Было, допустим, разрешено применять детям с 2 лет, а стало с 1 года. Вроде и мелочь, а имеет значение.

Занятия по клинической фармакологии проходили в здании областной больницы. Находится она совсем рядом с университетом, пять минут пешего хода. Как правило, преподаватели являются действующими врачами по какой-либо специальности. Сей факт здорово способствовал усвоению материала. Это не какие-то теоретики, а самые настоящие практики. Мне очень нравился этот предмет, учил его с удовольствием. До сих пор нет-нет, а вспоминаешь что-то из курса клинической фармакологии.

На этой же кафедре преподавалась и фармакотерапия. Вещи взаимосвязанные между собой, только освещающие одну проблему с разных сторон. Клиническая фармакология отталкивается от лекарства, фармакотерапия – от болезни. Мы в общих чертах изучали принципы лечения основных заболеваний человека. Что, как и в каком количестве применять. Особый упор шел на угрожающие жизни состояния, а также на самые часто встречаемые «ерундовые» болезни вроде простуды или кашля. Помню, я придумал «новый» препарат под названием драмадол. Ошибся с первой буквой, зато как звонко звучит! Еще понравилось, как мы делали курсовую работу по этому предмету. Шли в терапевтическое отделение, где общались с реальными пациентами, собирали анамнез, смотрели листы назначений. Затем «специально» делали там ошибки и добросовестно их исправляли. Опыт из цикла «почувствуй себя врачом».

Далее переходим к кафедре организации и экономики фармации. Здесь мы, как видно из названия, изучали организационную и экономическую составляющие фармацевтической деятельности. На этой же кафедре преподавался менеджмент и маркетинг, фармацевтическое товароведение, биофармация и косметология. Каждая дисциплина по-своему интересна и заслуживает внимания. Единственное, чего я не понимал до определенного момента, так это необходимости в знании основ бухгалтерского учёта. Но стоило прийти в аптеку, как они сразу же пригодились. Не дебет с кредитом, а банальное составление товарного отчёта с его приходом и расходом, ведением кассовых документов. Наука не шибко хитрая, но скрупулёзности и внимательности к цифрам требует.

Лекционный зал кафедры организации и экономики фармации
Лекционный зал кафедры организации и экономики фармации

Очень интересными были занятия по маркетингу и менеджменту. Эти дисциплины ведь касаются не только фармацевтики, а любой деятельности. Все мы кем-то управляем, нами кто-то управляет, все крутятся в экономической среде. Поэтому базовые вещи очень пригодились в дальнейшей работе. Да и сами пары строились таким образом, чтобы было не скучно, а интересно. Мы придумывали рекламу, игрались с раскладками виртуального товара при изучении мерчендайзинга. Разнообразно и прикольно.

Также продолжались занятия на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии. Теперь здесь изучалась собственно фармацевтическая и токсикологическая химии. На первой дисциплине мы изучали фармацевтические субстанции, их получение, свойства и анализ. На токсикологической химии рассматривали основные яды и способы их нейтрализации. Токсхимию нам преподавал Ткаченко Вячеслав Георгиевич, впоследствии мой научный руководитель. Классный дядька, простой как три копейки, зато очень грамотный специалист. Мне с ним было очень легко работать и общаться.

Забавная история приключилась со сдачей курсовой работы по фармацевтической химии. Мне попался алкалоид эфедрин. В принципе, ничего сверхъестественного в нём нет за исключением маленькой детали – это наркотическое вещество в больших дозах. Если другие студенты получали исследуемое вещество, а потом о нём рассказывали, то для меня сей путь был заказан. Как я пошутил перед экзаменаторами, от 5 до 8 лет с конфискацией имущества, лучше я вам на пальцах расскажу. Кстати, когда искал материал для курсовой, сколько рецептов обращения с этим эфедрином нашел, это тихий ужас.

В этой статье я расскажу Вам и о таком явлении в нашей учёбе, как «кроки» (шаги, в переводе с украинского). По сути это лицензионный экзамен, который подтверждает, что студент усвоил материал за определенный период обучения. Кроки сдавали не только фармацевты, а и врачи, это общепринятый экзамен. Что он из себя представляет? Тесты, господа, обыкновенные тесты. 200 вопросов с четырьмя-пятью вариантами ответов. Каждый вопрос – 0,5 балла. Проверяет экзаменационные листы компьютер, человеческий фактор исключен. Вот и получалось, что практически на всех профильных кафедрах нас готовили к этим самым крокам. Лично я не вижу в них никакого практического смысла. Грамотный студент сдаст этот экзамен при любом раскладе. Неграмотный – зазубрит часть вопросов и все равно получит проходной балл. Насколько я знаю, отсев студентов на этапе сдачи кроков не превышает 1-2%. Это капля в море, а нервов на подготовку к нему затрачивается очень много. Кроме того, часть времени, которое можно потратить на более полезные вещи, тратится на зубрежку вопросов и правильных ответов. Крок номер один сдается в начале третьего курса по базовым дисциплинам, крок номер два – в конце пятого курса, уже по профильным дисциплинам. Нашему потоку повезло, оба лицензионных экзамена прошли без проблем и мы их все успешно сдали. Говорят, многое зависело от инспекторов, но я особой разницы не заметил. Возможность подсказывать находили всегда.

На пятом курсе привычные студенческие группы переформатировали в соответствии со специализацией. Часть предметов были общими, но много времени мы проводили на своих кафедрах. Я, как уже было сказано, «осел» на кафедре фармхимии. В рамках подготовки мы посетили аналитическую лабораторию местной фармацевтической сети. Бедненько, но чистенько, я бы сказал. Когда серьезные производители переходят на электронные приборы для анализа препаратов, у нас еще в ходу установки для титрования и простейшие хроматографы. Имеем, что имеем. Запомнилась еще следующая информация. Мы поинтересовались у сотрудников лаборатории, какое количество контрафактных лекарств присутствует на фармацевтическом рынке Украины? Ответ обескуражил – порядка 90%. Это не означает, что, допустим, в таблетках содержится один мел или крахмал. Действующее вещество там имеется, но не в прописанном количестве. При огромных масштабах производства даже экономия в десятые доли грамма на каждую таблетку в итоге даёт баснословные прибыли. Нюанс украинского рынка в том, что никто не докажет обмана. Как я уже говорил, оборудования для скрупулёзного исследования просто нет. Вот и получается, что один и тот же препарат в Украине и Европе работает по-разному.