Найти тему

Настоящий советский фильм "Дерсу Узала",1961 г., который мало кто помнит. Великолепные съемки природы, захватывающий сюжет.

Повесть выдающегося русского путешественника, географа, этнографа и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева "Дерсу Узала", впервые вышедшая в 1923 году, на многие годы стала одним из любимейших произведений советских читателей всех возрастов. История путешествий капитана Русской Императорской Армии Владимира Арсеньева и его проводника гольда \нанайца\ Дерсу Узала в дебрях Амура и Уссури, по отрогам Сихотэ-Алиня в начале ХХ века читались с таким же захватывающим интересом, как романы Фенимора Купера, Редьярда Хаггарда или Луи Буссенара.

Эта повесть привлекла внимание знаменитого японского режиссера Акиру Куросаву. Еще с 1940-х годов он мечтал снять фильм по этой повести. В 1971 г. Куросава участвовал в 7 Московском международном кинофестивале и предложил Льву Кулиджанову снять в Советском Союзе фильм "Дерсу Узала". Кулиджанов согласился. Сценарий фильма у Куросавы уже был, а Юрий Нагибин сделал его адаптацию. Подготовительный период и съемки заняли 4 года, и в 1975 г. фильм вышел на экраны.

Куросава на съемках фильма "Дерсу Узала".
Куросава на съемках фильма "Дерсу Узала".

Главные роли сыграли: Арсеньева - Юрий Соломин, а Дерсу Узала - тувинский актер Максим Мунзук.
Главные роли сыграли: Арсеньева - Юрий Соломин, а Дерсу Узала - тувинский актер Максим Мунзук.

Фильм получил американскую премию "Оскар, две итальянские премии "Давид ди Донателло" и еще много других международных призов.

Но вместе с тем, фильм вызвал неоднозначную реакцию в самой Японии. Некоторые японские СМИ обрушились на фильм с критикой. Критика была явно инспирирована из соседнего Китая, который находился на пике своей конфронтации с СССР. В некоторых японских СМИ появились статьи, которые обращали внимание на антикитайский сюжет фильма, в котором Дерсу Узала со злобой обругал китайцев за то, что они бросили ловушку на оленя и не закопали ее. Статьи "раскрывали" советскую попытку перетянуть Японию на свою сторону с помощью создания Азиатской системы коллективной безопасности и превращения Японии в своего приспешника. А вот цитаты из других изданий :

".. это политический фильм с антикитайской до мозга костей целью, в котором предпринята попытка призвать зрителей всех стран, включая Японию, к антикитайской деятельности, что фильм является попыткой связать судьбу японского народа с советской военной машиной под вывеской сотрудничества с Акирой Куросавой."
"В фильме изображается убийство любимого всеми Дерсу Узала китайцами, чтобы создать впечатление, что все китайцы являются убийцами ".
"В фильме злоумышленно изменено содержание романа «В дебрях Уссурийского края» с целью очернить китайцев. В оригинальном произведении тяньцзиньский старик Ли Чунпин подарил свой браслет Арсеньеву, чтобы поблагодарить его за приглашение на чай, и сделал глубокий поклон небу и земле. В фильме, однако, он сделал поклон Арсеньеву, причем настолько глубокий, что его голова почти коснулась пола. Это сделано по строгому распоряжению руководителей советской ревизионистской социоимперии, которые хотят, чтобы современный Китай также склонялся перед СССР" .
" В фильме злоумышленно изменены многие географические названия, чтобы уничтожить исторические основания китайского управления Дальним Востоком".
" Этот чистейший антиисторический, антикитайский злой фильм еще не вышел, но его отвратная образина уже полностью проявилась".

Но мы сегодня расскажем не об этом достойном фильме знаменитого японского кинорежиссера, а о другой, советской экранизации повести "Дерсу Узала", 1961 г. Этот замечательный фильм не так известен кинозрителям и находится в тени фильма Акиры Куросавы.

Снят фильм на киностудии "Моснаучфильм", впоследствии называвшейся "Центрнаучфильм". На этой киностудии выпускались научно-популярные фильмы документальные об истории СССР, науке, промышленности, сельском хозяйстве, природе и путешествиях, биографические очерки. Среди детей был очень популярен выпускавшийся на этой студии киножурнал "Хочу все знать".

Снимались и художественные фильмы научно-популярной тематики, такие как "Миклухо-Маклай", фантастический "Я был спутником Солнца", единственный советский учебный художественный фильм о борьбе с иностранными шпионами "Случай с ефрейтором Кочетковым". Знаменитый кинорежиссер Александр Згуриди снял на этой студии свои популярные, уникальные художественные фильмы о животных "Белый клык" и "Тропой бескорыстной любви".

И в 1961 г. на киностудии "Моснаучфильм" режиссер Агаси Бабаян снял художественный фильм по повести В. К. Арсеньева "Дерсу Узала". До этого он снял три документальные короткометражки. Это был его первый полнометражный художественный фильм. Впоследствии он снимет три фильма в продолжение знаменитого фильма Александра Згуриди "Тропой бескорыстной любви" - "Рысь выходит на тропу", "Рысь возвращается", "Рысь идет по следу".

Главные роли в фильме играют ленинградский театральный актер Адольф Шестаков - Арсеньев, и казахский актер Касым Жакибаев - Дерсу Узала.

Так как фильм снимался на киностудии "Моснаучфильм", то наряду с Арсеньевым и Дерсу Узала главным героем фильма является и природа Уссурийского края. Очень красивые съемки природы.

А еще удивительные съемки животных и их жизни. Фильм показывает сцены дикой природы из жизни медведей, тигров, диких кабанов, изюбрей и т.д.

Отряд из двух казаков и четырёх стрелков под командой Арсеньева должен за лето и осень 1906 г. пройти маршрут через уссурийскую тайгу от станции Шмаковка до залива Ольга на Тихом океане. Провести топографическую съемку местности, разведать дороги. Имевшийся у них проводник из местных староверов сбился с пути и дальше отряд не повел. Но тут из тайги появляется местный охотник и следопыт гольд \нанаец\ по национальности Дерсу Узала. Он и будет новым проводником у Арсеньева.

Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не заискивающе. Мы разговорились. Он долго рассказывал мне про свою жизнь, и чем больше он говорил, тем становился симпатичнее. Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил в тайге и чужд был тех пороков, которые вместе с собой несёт городская цивилизация. Из его слов я узнал, что средства к жизни он добывал ружьём и потом выменивал предметы своей охоты на табак, свинец и порох и что винтовка ему досталась в наследие от отца. Потом он рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома, он вечно жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты.

Арсеньев создал одного из самых положительных героев мировой литературы - благородного, мудрого и честнейшего "дитя природы", совершенно не испорченного т.н. "цивилизацией" - охотника Дерсу Узала. При том, что это была не фантазия писателя, а описание реального человека.

Через многие приключения в уссурийской тайге придется пройти отряду Арсеньева, и всегда с ними будет верный и опытный Дерсу Узала.

Небольшой художественный фильм, всего 1 час 18 минут, конечно же, не мог вместить всего интереснейшего содержания повести В. К. Арсеньева. Но свою научно-популярную задачу выполнил. Рассказал о неизвестных страницах освоения российского Дальнего Востока, об отважных русских путешественниках, о благородном и мудром местном следопыте и охотнике, о мощной, красивой и опасной природе русского Дальнего Востока.

Этот фильм мне понравился больше, чем фильм Куросавы. Есть в нем какая-то простота, теплота и душевность, свойственная советскому кинематографу середина 50-х - началу 60-х годов.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.