Сегодня мы попытаемся разобраться с рисунками и знаками на щитах и не только, потому как нам задают об этом очень много вопросов.
Изначально геральдика служила для того, чтобы обозначить стороны на поле боя, церемониальное значение она приобрела многим позже.
Не будем идти к тем временам, когда люди надевали черепа животных и шкуры бедных маленьких белочек на шест, прежде чем идти в бой. Это еще не геральдика =)
Геральдика как таковая возникает в начале 12го века. О гербах родов, угасших в 11 веке мы ничего узнать не можем, так как своих геральдических отличий они не сохранили. Однако гобелен, сотканный после сражения при Гастингсе (гобелен из Байе), изображает разную расцветку и символы на щитах - но это мы едва ли можем назвать геральдикой.
На гобелене, напомним, изображены деяния Вильгельма Завоевателя. Мы также знаем, что он , не имея гербовых различий, был вынужден посреди боя снять шлем, чтобы его воины удостоверились, что он не погиб.
Собственно, распознавание свой-чужой становилось все сложнее, к какой стороне принадлежал воин, особенно с закрытой личиной было невозможно, возникла потребность в каких-либо символических обозначениях. Логично было расположить опознавательные знаки на поверхности щита. Такие же знаки стали располагаться на конских попонах и на коттах.
Один из первых гербов был дарован в 1127 году королем Англии Генрихом I , когда он посвящал в рыцари своего зятя Жофруа Плантагенета (будущего графа Анжу ) это был синий герб с шестью львами.
Полный герб имел не только рисунок на щите - над щитом находился шлем или корона, а также фигура над шлемом (нашлемник). Щит с рисунком был расположен между двумя "держателями" - разнообразные животные или люди. Под щитом - знак рыцарского ордена или лента с девизом.
Сам щит с рисунком назывался "малым гербом"- а фигуры на нем дублировались на сюрко, попоне и на штандартах , вымпелах и т.д.
Условия жалования гербов везде были различны. Во Франции 17 века оный могли иметь даже крестьяне - если могли себе позволить. А в Швеции герб, в некоторой степени, регистрировался как торговая марка.
Правила оформления герба возникли в 12-13вв. Тогда позволялось использовать 6 цветов - черный, красный , белый, синий, желтый. Редко , но встречался зеленый и пурпурный. Белый и желтый цвета ассоциировались соответственно с серебром и золотом. Эти два цвета называли по правилам "металлами", а остальные "эмалями". Были и "геральдические" меха - горностаевый и беличий.
В итоге, совокупность металлов, эмалей и мехов называется тинктурой.
Поскольку герб в первую очередь должен быть узнаваем в битве, то он должен быть одновременно ярким и контрастным. Отсюда шло первое правило тинктур - цвета "металл" не наносятся на "металл", а "эмали" - на "эмали" .
Из этого правила есть и исключение, иерусалимский герб - он может похвастаться золотыми крестами на белом фоне.
Гербы становились со временем все сложнее -по причине в том числе и того, что когда два рода объединялись - в новом гербе нужно было уместить два предыдущих... Как с этим справлялись - узнаете в следующей статье!
Больше интересного на Youtube
А также на Яндекс. Эфире: