Сейчас, когда о путешествиях можно лишь мечтать, есть время, чтобы перебрать в памяти разноцветные бусины самой главной инвестиции страсти моей жизни - путешествий. Я начала писать эти заметки пару лет назад, но дошли руки закончить их только сейчас.
Те, кто путешествует, чтобы "отдыхать", не понимают моей страсти к богом забытым и не самым безопасным странам, непролазным горам, диким озерам и двадцатикилометровым пешим марш-броскам из одного конца города в другой. "Отдыхать" человеку, естественный ареал обитания которого находится в непосредственной близости от моря и гор, хочется как-то нетривиально, явно не на пляже другой морской страны.
Путешествия - это впечатления, эмоции и память. Чтобы было что вспомнить на старости лет, сидя под дубом в кресле-качалке в доме престарелых с пледом на артритных старческих коленях и томиком Себастьена Жапризо в дрожащих руках )))
И на эти воспоминания не жалко никаких денег...
Канун Рождества. Центральная площадь древнего Библоса. Десятиметровая елка, рождественские вертепы, все залито светом. Музыка, смех, веселье, потрясающие воображение рождественские украшения на улицах. На христианском (и очень религиозном) Кипре нет и десятой части этого великолепия.
Заиграла знакомая рождественская мелодия - Jingle bells. Я с удивлением вслушиваюсь в слова - они звучат как-то странно. Ах, вот оно что! Это Jingle bells на арабском. А на фоне рождественской елки и вертепа с фигурками Девы Марии, младенца Христа и волхвов с дарами фотографируются девочки-мусульманки в хиджабах. Как говорится, “теперь я видел всё”.
И это все, что вам нужно знать о Ливане.
Заключение брака в Ливане - тест на серьезность намерений
В Ливане межконфессиональные браки невозможны, потому что института civil marriage (по принципу заключения брака в ЗАГСе) здесь нет. Признается только религиозный брак. Если ливанские Ромео и Джульетта принадлежат к разным конфессиям, естественно, ни один имам или священник обряд бракосочетания провести не смогут.
Ренегатство при этом не приветствуется: чаще всего каждый остается при своей религии, а брак регистрируют, например, на Кипре: дешево и сердито, лететь полчаса, и между странами есть взаимное соглашение о признании браков, заключенных на их территории.
В Ливане существуют специальные “туры одного дня” на Кипр: рано утром прилетели, в обед сочетались браком в мэрии, сгоняли в ливанское посольство за заверением, вечером улетели обратно. С этими матримониальными хитросплетениями связан один трогательный случай и дружба длиной почти в 15 лет, расскажу в следующий раз.
К слову, то же самое делают и израильтяне, которых не сочетают браком в Израиле. Если я не ошибаюсь, негалахические евреи (которые евреи только по отцу) жениться в Израиле не могут. Мне довелось быть свидетельницей на свадьбах как у моих ливанских, так и у израильских друзей, сочетавшихся браком на Кипре из-за заморочек законодательства их стран.
У меня есть знакомый преподаватель университета - ливанский шиит, принадлежащий к обширному влиятельному клану, известному своими религиозными деятелями, имамами и богословами - толкователями Корана. Он счастливо женат на христианке-маронитке. Пара сочеталась браком на Кипре, куда приехали с ними 200 их гостей. Его лучшим другом является суннит, сын ливанского министра (и они вместе ходят по клубам).
Христиане-марониты, составляющие одну из крупнейших конфессиональных групп Ливана, известны тем, что они женятся один раз и на всю жизнь. Маронитская церковь не допускает разводов, это просто невозможно. Не сказать, чтобы разводы приветствовались другими конфессиями, но все таки они случаются и у мусульман, и у христиан. Но не у маронитов. "Пока смерть не разлучит нас" - это про них.
Бейрут. Мечеть и церковь рядом
Ливанская свадьба - тема для отдельной статьи. К ней готовятся иногда несколько лет, тратят на это знаменательное событие десятки тысяч долларов, острая фаза празднования растягивается как минимум на 2-3 дня, а подаренное гостями составляет несколько сотен тысяч долларов (в состоятельных семьях).