«Линкор «Ямато», часть 1: когда в Японии строят сверхдредноуты, в её морях становится больше рыбы»
«Линкор «Ямато», часть 2: 72 000-тонный ферзь в рукаве»
«Линкор «Ямато», часть 3: октябрь 1944 года»
«Линкор «Ямато», часть 4: 7 апреля 1945 года, охота на анкилозавра»
«Линкор «Ямато», часть 5: 7 апреля 1945 года, по другую сторону брони»
1 апреля 1945 года американцы начали операцию «Айсберг» – высадку на остров Окинава. Предполагалось десантирование от шести до десяти дивизий против двух с половиной дивизий японского гарнизона. Подсчитали, что технологическое и количественное превосходство оружия даст каждой американской дивизии шестикратное преимущество в огневой мощи над каждой японской дивизией.
Всего привлекалось более 1500 боевых кораблей, десантных, транспортных, и вспомогательных судов. В том числе 59 ударных и эскортных авианосцев с 1727 самолётов на борту, 22 линкора, 36 крейсеров, свыше 140 эсминцев и миноносцев. Кроме того, в операции участвовали около 700 самолётов стратегической авиации и развёрнутые на подходах к японской военно-морской базе подводные лодки.
Ко всему этому Тихоокеанский флот Великобритании добавил свои 450 самолётов (более четверти всей морской авиации союзников в операции) и множество судов, в том числе 17 авианосцев и 33 других военных корабля. У
тром 3 апреля 1945 года базировавшийся в Куре Второй японский флот получил приказ адмирала С.Тоеда, главнокомандующего Объединенным флотом, о начале операции «Тэн-ити-го», более известной как «Последний поход «Ямато». Цель - на большой скорости прорваться к Окинаве, где нанести удар по транспортам и другим кораблям противника.
Это был приказ действовать в условиях тотального превосходства американцев как на море, так и в воздухе: объединенные экспедиционные силы вице-адмирала К.Тернера включали в себя 1 213 кораблей, в том числе 14 эскортных авианосцев с 564 самолетами, 10 линкоров, 9 тяжелых и 4 легких крейсеров, 23 эсминца и 451 866 человек десанта.
Эскортом самого крупного в истории линкора «Ямато» стали легкий крейсер «Яхаги», 2 крупных специализированных эсминца ПВО «Судзуцуки», «Фуюцуки» (на каждом управляемые радиолокаторами 8 автоматизированных 100 мм орудий, 48 автоматических зениток 25 мм) и 6 «обычных» эсминцев: «Асасимо», «Хамакадзэ», «Исокадзэ», «Юкикадзэ», «Касуми» и «Хатсусимо» (на каждом 6 универсальных 127 мм орудий и 25-30 зенитных 25 мм автоматов).
Для других боеспособных кораблей во всей Японии уже просто не было топлива. Удалось наскрести всего лишь 3400 тонн на всех (по другим данным – примерно на треть меньше), только на путь «туда».
Воздушное прикрытие отсутствовало, японское соединение было обречено на гибель. Это понимали все. Как и большинство офицеров, командующий Вторым флотом вице-адмирал С. Ито изначально очень скептически воспринял идею этой расточительной и тщетной операции, но решил лично идти на «Ямато».
Предполагалось отвлечь авиацию противника на корабли во главе с «Ямато», в то время как камикадзе получили бы 7 апреля возможность беспрепятственно проводить массированные атаки у Окинавы. В случае успешного прорыва к плацдарму намечалось загнать «Ямато» на мель (на пляжи между деревнями Хигаси и Йомитан) и использовать его как мощный непотопляемый артиллерийский форт. Смысла в этом прорыве не было, даже в случае удачи это не изменило бы ход битвы за Окинаву.
В самоубийственном самурайском плане штаба была и рациональная составляющая: пожертвовать остатками флота, иначе он просто достанется врагу.
С «Ямато» сошли на берег больные и матросы старшего возраста. Было демонтировано все дерево, включая столы и стулья и столы. Вечером 5 апреля командир «Ямато» капитан 1 ранга К. Аруга зачитал экипажу приказ о походе.
6 апреля 1945 года, 15 ч 20 минут: соединение вышло в море. В эфире постоянно присутствовали две отслеживающие соединение американские подводные лодки, что только усиливало гнетущую атмосферу.
7 апреля 1945 года, 9 ч 15 минут: воздушный патруль с «Эссекса» уже визуально обнаружил корабли соединения и сообщил их курс.
Около 10 часов утра две летающие лодки «Маринер» уточнили данные о направляющейся в сторону острова Окинава небольшой японской эскадре. В ее центре шел огромный линкор, подобный тем двоим монстрам, которые уже встречались американцам во время сражения в октябре 1944 года. Другой значительной целью являлся крейсер, авианосцев в ордере не было.
Вскоре находящийся в боевой рубке «Ямато» вице-адмирал С. Ито получил донесение о том, что в 250 милях от его эскадры, восточнее Окинавы, замечено американское авианосное соединение. Служба радиоперехвата фиксировала большую активность в радиоэфире.
11 ч 7 минут: бортовой радар обнаружил большую группу самолетов в 60 милях от корабля.
9 доблестных авианосцев вице-адмирала М. Митшера, командира TF58, самой мощной боевой эскадры в истории (ударные «Эссекс», «Хэнкок», «Беннингтон», «Хорнет» , «Банкер Хилл», легкие «Белло Вуд», «Сан Хасинто», «Кэбот», «Батаан») под прикрытием эскорта из шести линкоров (почти равный «Ямато» тип «Айова» и тип «Саут Дакота»), а также бесчисленного множества субмарин, крейсеров и эсминцев, набросились на Специальный отряд вице-адмирала С. Ито – на последнее, что осталось от Императорского флота и что решилось выйти навстречу поджидавшей TF58.
На 8 эсминцев, 1 легкий крейсер и 1 мощный линкор с зенитной артиллерией без современного централизованного управления огнем.
Что-то очень похожее по глубинной сути, но в виде фарса, случилось уже в наши дни. Это когда флагман АУГ, американский атомный авианосец с экипажем в несколько тысяч лучших в мире моряков, идущий, как хамоватый, увешанный оружием провинциальный первый парень на деревне в сопровождении стаи подтявкивающих шестерок, напролом по своим делам, потребовал по радио убраться с дороги какую-то там мелочь с одиночным огоньком.
На что испанцы оттуда сообщили, что их здесь два человека, их сопровождает ужин, несколько бокалов вина, прикрывает одна канарейка и что дальнейшая судьба угрожающего им исключительного авианосца представляется им сомнительной, поскольку они находятся на берегу и являются маяком.
11 ч 15 минут: первая группа разведчиков-«Хелкетов» начала описывать круги над отрядом. Ход увеличили до 25 узлов.
Вскоре за разведкой появились и основные силы атакующих – в ударе по японскому Специальному отряду в общей сложности приняли участие 227 из 280 поднятых в воздух американских самолетов (53 машины просто заблудились – погода была плохая).
12 ч 32 минуты: первая волна самолетов замечена невооруженным глазом.
12 ч 34 минуты: 150 американских палубных самолетов атаковала соединение Ито. Зенитная артиллерия линкора в условиях такого массированного удара мало что могла ему противопоставить. Первыми попаданиями (3 или 4 бомбы) были уничтожены несколько 127-мм орудий, пост управления средним калибром и повреждены надстройки.
12 ч 41 минута: еще 2 бомб возле грот-мачты, выведена из строя РЛС.
12 ч 43 минуты: «Эвенджеры» с авианосца «Хорнет» сумели всадить торпеду (боевая часть – 272 кг «торпекса», эквивалентно 410 кг тротила) в борт линкора.
«Ямато» отбивался как анкилозавр от наседающих туч мелких, но очень зубастых противников. Жил когда-то на планете такой ящер с непроницаемой шкурой и с сокрушительной «кувалдой» на конце мощного хвоста. Он тоже мог одним ударом сокрушить любого серьезного врага в радиусе нескольких метров (у «Ямато» это больше 40 километров) и игнорировать самые сильные челюсти. Но анкилозавр тоже вряд ли бы выжил после непрерывного наседания двух сотен кусачих стрервятников, набрасывающихся стаей и гнездящихся в сотне километров отсюда.
12 ч 45 минут: вторая волна, 57 самолетов.
Теперь атаки осуществлялись уже с разных направлений. Десятки истребителей непрерывно поливали палубу и надстройки из крупнокалиберных пулеметов, мешая расчетам зениток вести прицельный огонь. Бомбардировщики полого пикировали строго с носа линкора и двигались так, чтобы зенитные расчеты не успевали разворачивать стволы орудий.
Новые попадания бомб еще более ослабили ПВО корабля. А торпедоносцы продолжали крушить левый борт «Ямато».
13 ч 33 минуты: третья волна, 110 самолетов. Три авиационные торпеды поражают «Ямато» в левый борт.
13 ч 44 минуты: еще две торпеды попали в левый борт линкора. Были затоплены два котельных отделения, вспомогательный руль заклинился в положении право на борт. Несколько тысяч тонн воды создали крен до 7 градусов. Это удалось почти полностью компенсировать контрзатоплением, расплатившись соответствующим запасом плавучести. Скорость снизилась до 18 узлов, зенитный огонь начал слабеть.
14 ч 5 минут: после 6 торпедных попаданий подряд затонул легкий крейсер «Яхаги». Скорость «Ямато» упала до 12 узлов.
14 ч 17 минут: очередная торпеда вызвала затопление последних из еще действовавших котельных отделений. Линкор полностью потерял ход и лишился энергии. Крен достиг 17 градусов на левый борт. Погибли сотни людей из команд борьбы за живучесть и из тех, кто был в надстройках. На горящий мостик сообщили, что контролировать затопление корабля уже невозможно.
Уже не работала связь, одни за другим выходили из строя составляющие оборудования, огонь охватил центральную часть корабля.
По приказу командующего и командира линкора команда начала собираться на палубе и бросаться в море. «Ямато» стал медленно валиться на левый борт. Крен достиг 80 градусов, расположенная но 28-метровой высоте рубка оказалась почти лежащей на волнах.
14 ч 23 минуты: сдетонировала часть не до конца расстреленного боезапаса главного калибра – по всему выходит, в погребе второй носовой башни. Считается, что из-за падения снарядов со стеллажей сработал по меньшей мере один из взрывателей.
Пламя колоссального взрыва, разорвавшего линкор на две части, взметнулось на 2000 метров, грибовидный столб дыма поднялся на 6 километров. Световой отблеск видели даже на кораблях у Окинавы. Принято считать, что эта мощность соответствовала примерно 500 тоннам взрывчатки (самый сильный рукотворный взрыв доатомной эры: 0,5 килотонны, как станут говорить месяца через четыре, после Хиросимы и Нагасаки). Доподлинно об этом уже никто ничего не узнает.
Полный комплект для трех орудий ГК в башне – это 300 бронебойных снарядов с 22 кг тринитроанизола каждый плюс метательные пороха общим объемом примерно 750 обычных теперешних бочек. Но сколько запасов во второй башне уже израсходовали в ходе боя – это уже вряд ли удастся установить. Может быть, и в самом деле сдетонировал эквивалент нескольких сотен тонн ТНТ.
На уцелевшие эсминцы удалось поднять (как водится, из смеси холодной воды и густого мазута) всего лишь 269 человек, 8,1% экипажа линкора. Остается только удивляться, что так много людей уцелело в воде рядом с эпицентром финального взрыва. Наверное, огромная масса брони цитадели и потяжелевший на десяток тысяч тонн корпус раненного корабля приняли на себя отдачу. И ударная волна в воду оказалась сильно ослабленной.
Так завершилась биография флагмана Императорского флота линкора «Ямато», самого крупного и мощного артиллерийского корабля в истории.
Из 9 кораблей эскорта выжили только 4 эсминца. У них у всех имелись повреждения той или иной степени тяжести. У эсминца «Сузутзуки» оторвало носовую оконечность, но он сумел вернуться на базу.
Американцы потеряли всего лишь 10 самолётов: получасовую продукцию их авиазаводов.
***
Супердредноут «Ямато», этот сущий кошмар для всех в морях артиллерийских времен, в свой последний день доказал, что в тех условиях, для которых он был построен, он мог бы оказаться еще и более чем крепким орешком для желающих отправить его на дно.
Несмотря на несовершенство системы ПВО и некоторые слабые точки в надводном и в противоторпедном бронировании, для уничтожения самого большого линкора в истории понадобилось, по разным данным, прямые поражения от 5…8 до 15 бомб в четверть тонны каждая, и от 10 до 14 торпед (по 410 кг в ТНТ), причем большинство торпед обдуманно направлялись в один и тот же (левый) борт.
Корабли Специального отряда, даже в этой безнадежной воздушной бойне с многократным количественным превосходством врага над гарантировано более слабым противником (так уж это водится у бравых янки за все последние века), сумели уничтожить 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя. Все прочие, водоплавающие, силы врага прятались, как гнезда непрерывно налетающих стервятников, в 300 милях, в кустах, вне зоны досягаемости сокрушительных 18-дюймовок «Ямато». На счету последнего всего лишь мушиная мелочь, половина этих сбитых машин плюс 20 поврежденных.
На «Ямато» погибли 3 063 матроса и офицера из 3 332, включая С. Ито и командира корабля К. Аруга. На «Яхаги» и эсминцах погибли 1 187 человек.
Американцы потеряли 12 пилотов.
В то же время массированные атаки камикадзе у Окинавы, на которые возлагались столь большие надежды, не достигли существенных успехов. Все свелось всего лишь к повреждению одного авианосца, старого линкора и эсминца.
***
Морской бой 7 апреля 1945 года стал знаковым событием, последней точкой в недолгом, меньше двух десятилетий, споре за главенство на море между быстроходными бронированными артиллерийскими монстрами и авианосцами.
Хилые плавучие взлетно-посадочные площадки быстро научились доставлять на головы противника гораздо больше гораздо более разрушительных средств поражения на несравнимо большие расстояния при намного менее существенной вероятности самим пойти на корм рыбам и гадам морским.
Сейчас, по прошествии более полувека, корона властителей океанов на громоздких авианосцах в центре стаи вооруженной челяди, начинает понемногу сползать набок.
Появились новые неядерные средства сокрушительного высокоточного воздействия на противника с крайне опасных новых дистанций. И с позиций, которые почти невозможно предсказать.
Удивительно быстрые и умные летающие роботы-камикадзе, абсолютно бесстрашные любители пробивать, как брошенный лом сгнивший деревянный штакетник, системы ПВО и ПРО наверняка очень и очень многое изменят в военной науке и технике. Впрочем, не только на море.
(Продолжение - в «Линкор «Ямато», часть 5: 7 апреля 1945 года, по другую сторону брони»)
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.