Найти тему
Слово у Бога

Кто мой ближний?

Такой вопрос задал Иисусу Христу законник, искушавший его, чтобы оправдаться:

"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?... " (Лк. 10,25-29)

Здесь законник называет Господа учителем, он не сомневается в Его знании Закона, о чем свидетельствует другое место в Писании: "...вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" (Ин. 7,14-15) Чем же тогда хотел искусить законник Господа? Неужели он намеревался этим вопросом ввести Христа в заблуждение, полагая что Он, будучи Равви (Учителем) мог не знать главную заповедь в Законе. Конечно законник не был так наивен, на самом деле в его вопросе прозвучало серьезное обвинение. Он намеревался обличить Христа в нарушении главной заповеди Закона, где сказано, что Бог един и что Его нужно любить всем сердцем, всей душой и всеми силами (Втор. 6,4-5)

Ведь если Бог един, то по какому праву Христос будучи человеком делает Себя Богом? Иудеи считали это богохульством и хотели за это побить Его камнями (Ин. 10,32-33) Ведь закон повелевает поклоняться единому Богу и любить Его, а если Христос Его Сын, значит любить и поклоняться нужно уже двум Богам, что в корне противоречило пониманию Иудеями главной заповеди Закона.

В Евангелии от Марка это явно видно: "Один из книжников… подошел (ко Христу) и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мк. 12,28-34)

Книжник здесь спрашивает Христа именно о первой и главной заповеди, о второй же заповеди, о любви к ближнему он не спрашивает, но несмотря на это, Христос произносит и ее. Книжник пытается первой заповедью обличить Иисуса Христа в богохульстве, что якобы Он делая Себя Богом и произнося самую главную заповедь Закона, как бы призывает Своих учеников любить всем сердцем, всею душою, всем разумением и всей крепостью Его Самого. То есть, любить человека такой же любовью, какой заповедано любить Бога. На что Господь произнося вторую заповедь о любви к ближнему говорит, что она подобна первой (как и человек подобен Богу). И если Иудеи не желали принять Сына Божьего, и не любили Его, как и написано:"...вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня" (Ин. 5,42-43) то они должны были по своему же Закону любить Его как человека, хотя бы за множество добрых дел, которые показал Он им, но они к сожалению, вместо любви искали убить его, о чем свидетельствует Писание: "Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?" (Ин. 10,32)

Ведь нет ничего богохульного в том, чтобы назвать человека богом (по благодати), как и написано: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81,6) и любить человека как Бога и любить Бога как человека. Ведь Бог Свои благоволение и промыслительную любовь к людям являет через самих же людей. Так, например, через наших родителей Господь дарует нам жизнь в этом веке, Так же через окружающих нас людей Он подает нам всевозможные блага. Как и написано, что всякое даяние благо и всякий дар совершенный свыше, сходящий от Отца светов (Иак. 1,17)

В Евангелии от Марка отмечается, что книжнику понравилось как сказал Господь, что един Бог и нет иного, и что любить Его и любить ближнего своего как самого себя есть самое главное в Законе (Мк. 12, 28-34) Таким образом, Господь не стал здесь спорить и убеждать окружающих, что Его следует любить потому что Он Бог. Ведь написано: "Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?" (Ин. 12,37-38) Вместо этого, Христос кротко указал книжнику на вторую заповедь в Законе, в соответствии с которой Его следует любить ещё и потому что Он человек. Видя искренность книжника, что он разумно отвечал, несмотря на то, что целью его изначально было уловить Господа, Он сказал ему: "...недалеко ты от Царствия Божия" (Мк. 12, 28-34)

В Евангелии же от Луки, законник не был так искренен, напротив, он желая оправдать себя от неудачной попытки осудить Господа, сказал Ему: "...а кто мой ближний?" (Лк. 10,29) На это Иисус произнес притчу о некотором человеке, шедшем из Иерусалима в Иерихон и попавшемся разбойникам, которые оставили его без одежды, изранили его так, что он остался едва живым (Лк. 10,30). Этот человек есть прообраз Адама; путь из Иерусалима в Иерихон есть нисхождение первого человека с неба на землю; разбойники же есть дьявол и ангелы его; одежда, без которой он остался есть дух, которым пренебрег человек, став плотью (Быт. 6,3); полученные раны от разбойников - это так называемые неукоризненные страсти к которым относятся смертность и тленность, голод, жажда...; остался едва живым - значит остался жить умерев от греха. Ведь Бог сказал первому человеку, что в день, в который он вкусит от запретного древа, смертью да умрет (Быт. 2,17). Как это следует понимать? Ведь мы видим, что всех дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт. 5,5) Получается, что Адам жил и после того как согрешил перед Богом чуть меньше тысячи лет. Хорошо сказано в том числе и об этом в Откровении Иоанна Богослова Ангелу Сардийской церкви: "...знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3,1) Человек стал смертным, и душа его как бы умерла или уснула удалившись от Бога, превратившись из плодородного поля в пустыню, не проливаемую дождем.

-2

Случайным образом один священник шел той дорогой, и увидев умирающего прошел мимо (Лк. 10,31), потому что Закон Моисеев запрещал священникам осквернять себя прикосновением к умершему из народа своего, чтобы не сделаться нечистым. Только к ближним родственникам можно было прикасаться ему, не оскверняя себя: к своим матери и отцу, к сыну и дочери, к брату и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем (Лев. 21,1-4; Иез. 44,25) Таким образом, ближними для священника Закон наименовал только его ближайших родственников.

Христос же напротив, домашних человеку называет врагами. Он говорит: "... кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня..." Христос принёс на землю не мир но меч, Он говорит, что пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. (Мф 10,35-37) Итак, закон позволяет священнику  прикасаться и хоронить ближайших родственников, в первую очередь мать и отца, Христос же в другом месте Писания не позволил Своему ученику похоронить отца своего, сказав ему: "... иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф 8,21)

Там, в Законе говорится о родстве плотском, Христос же говорит о родстве духовном, там плоть тленная, здесь же дух крепкий и бессмертный.

Кто же для Христа явился матерью, братом и сестрой? Кто оказался ему ближе всех? Христос говорит:" кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф 12,46) Он говорит здесь не о плотском родстве, а о родстве духовном, что и Матерь Его Мария Дева избрана Ему Матерью потому что исполнила волю Отца Его, как и написано:" Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1,38) Ведь выносить Христа во чреве своём, напитать Его материнским молоком способна была любая здоровая женщина. Не за это Марию Деву ублажают все роды, но за то, что Она услышала Слово Божье и соблюла его, именно об этом говорит Христос:"... одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" . (Лк 11,27-28) и еще: "...Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат..." (Мф 13,16)

Итак, к Богу ближе тот, кто слышит и соблюдает слово Его, а кто не слышит и не соблюдает, тот удаляет себя от Него и неминуемо погибает (Пс. 72,27) Так же и к человеку ближе всего тот, кто слышит его и исполняет волю его. Кто же это? Конечно Бог, который на всякий миг слышит нас и исполняет в нас по нашей воле то, что нам полезней всего и подаёт нам наивысшее благо, вне зависимости, приносит оно нам радость и удовольствия или доставляет боль и страдания. Как и написано: "дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас" (Деян 17,27)

Если Бог промыслительно всем людям желает спастись и все делает для этого, то несомненно Он к нам ближе всех, но мы Его не видим, а видим тех, через кого Он являет нам Себя и Свое спасение, то есть окружающих нас людей. Таким образом, все люди вокруг нас являют нам Бога, Его волю, даже зачастую не подозревая об этом. Ведь как мы на самом деле можем любить Бога, которого не видим? Конечно возлюбив брата своего, которого видим, через которого Бог нам являет Самого Себя (Свою волю) Именно об этом говорит Апостол Иоанн в своём первом послании (1Ин 4,20) И если мы будем любить окружающих нас людей как самих себя, то подобно Богу приблизимся к ним и поймём наконец, кто же наш ближний на самом деле.

Вновь возвращаясь к притче о саморянине, мы видим, что также как священник и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо (Лк. 10,32). Потому что и он боялся оскверниться от прикосновения к мертвому (Чис. 19,11-13) "Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем" (Лк. 10,34) Кто такие Самаряне? Они построили себе храм на горе Гаризим и там поклонялись Богу, это презренный Иудеями народ, с которым они даже не разговаривали. Почему же Самарянин не прошел мимо как священник и левит? Да потому что этот Самарянин не был под властью Закона и на нем не было запрета прикасаться к мёртвому. Сказано, что он нашёл, то есть чуть ли не наступил на несчастного полу живого человека.

Под приточным образом этого Самарянина скрывается образ Христа, Иудеи так Его и злословили: "... не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?" (Ин. 8,48) И вот, Самарянин нашёл на израненного человека как и Господь облекся в человеческую плоть, сжалившись над несчастным человеком (Адамом) исцелив его человечество в Самом Себе, как бы перевязав ему раны, возливая масло и вино. Он восставил лежавшего в подножии ног Его умирающего человека (Адама), как и написано: "...Я прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60,13)

Его осел, на которого посадил он израненного есть человеческая природа или плоть воспринятая Христом, которую Он принял через Марию Деву, имевшая на себе наказание за совершенный грех первым человеком (Адамом) в виде так называемых неукоризненных страстей, о которых уже говорилось ранее. Так и в ином месте Писания мы видим: "Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Мф. 21,5; Зах. 9,9) привязанная подъяремная ослица есть все человечество (Адама) связанное грехом, пребывающее под ярмом Закона, а молодой осленок с нею, на которых Иисус въехал в Иерусалим есть человечество принятое Христом, не имевшее греха, но понесшее наказание за грех, совершенный первым человеком Адамом. Таким образом, Христос явившийся во плоти, не был под ярмом закона, поэтому Он свободно прикасался к мертвым. Будучи над Законом Он не боялся оскверниться, вместо этого Господь воскресил двенадцатилетнюю дочь Иоира: "И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми ", что значит: девица, тебе говорю, встань" (Мк. 15,41) Воскресил единственного сына вдовы: "И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить" (Лк 7,14-15) Воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти: "... Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам... " (Ин 11,43-44)

Содержатель гостиницы, куда Самарянин привёл несчастного израненного есть сам человек, живущий во плоти в этом веке, названный в ином месте Писания управителем дома (Лк. 16,1-9) Гостиница или дом - это прообразно человеческое тело или плоть, данная человеку в этом веке на врем его земной жизни. Два динария здесь являются платой за содержание в гостинице израненного разбойниками. Как сама жизнь в этом веке есть как бы плата человеку (аванс) за исполнение им Заповеданного Богом, как и написано: "Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь" (Лев 18,5)

Господь в образе Самарянина так же обещает здесь содержателю гостиницы, что если он издержит более двух динариев на содержание несчастного, который есть прообраз больной израненной души (духа), то есть, совершит что либо доброе, угодно Богу и не получит воздаяния за это в настоящем веке, то Господь прийдя второй раз, в день воскресения, отдаст ему этот долг, как и написано: "привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе" (Лк. 10,34-35)

Плата в два динария - это реальное воздаяние за исполнение заповеданного, а обещанное сверх платы - это ожидаемое в надежде. Чтобы исполнить заповеданное за плату, произведенную авансом вера не нужна, а чтобы исполнить сверх заповеданного, за будущую плату, нужна вера. Как и написано: "А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им" (Гал 3,12) Подобно и в другом месте сказано: "Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лк. 14,13-14)

Итак," кто же из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (спрашивает Христос законника). Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Лк. 10,30-37) Оказывающий милость нуждающемуся, тем самым приближается к нему, исполняя волю Божью он как бы становится осознанно, по своей воле соработником Бога, и Господь через него являет свою волю всякому нуждающемуся. Таким образом, Бог есть наш ближний, Он находится ближе всех к нам, через нас самих и окружающих нас людей, не только по степени плотского родства, но и родства духовного, выраженного в соблюдении заповедей Его. Таким образом, только возлюбив прежде Бога, исполняя заповеди Его, возможно по настоящему возлюбить ближнего своего, очистившись словом Его увидеть в окружающих нас людях Бога и Его волю. Ведь между Богом и человеком есть единый посредник - Христос (1 Тим. 2,5), поэтому в этом мире нет никого, кроме Господа и человека. Потому что всякий человек пред нами являет Самого Христа, будучи Его образом, поэтому нам и заповедано любя Бога любить брата своего.