Молитва - как река. Странно, когда она перестаёт)) и вовсе не странно, когда она - непрестанна. )))
Молитва - это наш поток сознания, его движения и действия.... тишины и бесконечности... И одновременности, единства всего.
Это момент одухотворенности нас как материи. Когда мы уже подвижны, и когда мы "уже оживаем", рождаясь из неё - из этого камня, удерживающего наш дух.
Как естественно для вас заварить кофе, взаимодействуя с миром, так для духа естественно - жить, соприкасаясь, ощущая и действуя через родное ему вечное. И молитва - это источник, родник "этого" в нас.
И вот давайте посмотрим: какие они - эти звуки молитвы - эти капли вечного в нас?
По "принципам мира", по привычке сомневаться - человек часто поначалу спрашивает себя: правильно ли я молюсь? Старается удержать в себе однажды понятый им смысл молитвы.
Смысл меняется, человек меняется - и ищет новые основы себя.
И чем дальше, тем удивительнее и нестандартнее приходят к нему ответы.
Меняется всё, но остаётся важнейшая связь. Ниточка молитвы, которая есть всегда. Тонкая струйка... до момента, когда мы вновь ощутим невероятную ёмкость, и полноту восприятия. А затем лёгкость, несущую нас по мирозданию.... Какое разное! И всегда - нечто необьятно большее нас.
Быстрая, медленная, трудная, разная....
Молитва - разная, потому что она - живая. И ведь не в разнообразии мира дела. Молитва - не из мира. Она из духовного. Из другого мира.
Первая молитва приходит всегда извне. Как сверху. И разливается в сердце. Помните такой момент? Когда-то это было... Этот момент. У каждого. Это удивительный момент, когда молитва вдруг зазвучала рядом с вами, а затем - в вас.
Молитва - разная, потому что дух жив. Он не закрепощен условиями, но должен "уметь". Уметь найти путь, уметь помочь, уметь увидеть...
Многообразие проявлений Духа - поэтому молитва разная.
Разная внутри. Конечно, внешне вы можете просто сидеть или бежать. Только вы внутри ощущаете эту взаимосвязь проявлений. Но, увидев их раз, вы ни за что не захотите предать в себе эту внутреннюю правду себя.
Молитва - она всегда такая, какая необходима сейчас. И такая - как вы "можете". Это две стороны одного и того же вас. Сознание порой даже не может просто выйти на молитву, повторяя автоматично слова, образы, но не имея в этот момент духовного в них.
Эта ограниченность - сила материи и иллюзий, сила отдельности восприятия - в противоположность восприятию единства.
И тогда человек идёт путем "трудной молитвы" - через материю к крупице духа.
Человеческие силы, способности или их бессилие не имеют особой роли.
Это - как дух, пробивающийся сквозь материю. Материя тверда? Дух пробивается медленно. Как тяжелые жернова, проворачиваются в душе.
Вам помогли? Дух радостен и чист? И тогда летит быстрая, непрестанная молитва. За ней не успевают слова. Кажется, что еще немного, и она превратится в колебание, в вибрацию, в тот звук, который рассевается от колокола где-то в невероятной вышине, но - не перестает. Непрестанно обновляется. Потому что в мире имеются "разы", а тут как постоянство этих разов, обновлений... Как непрестанный трепет крыльев.
Молитва монотонна? Она не развлекает мир. Это - надмирное. Стоит Сашка у меня на службе и на 40-ка "Господи, помилуй" тихонько спрашивает: "батюшку заело?"))... Не включённость в процесс времени! Быстро, медленно. Невключённость во время. Душа отрывается от него. А молитва - бежит.
Молитва - часть Горнего мира. Она - естественная часть жизни. Настоящего живого подвижного себя.
Она неестественна вообще для просто-вещественного "мира здесь"! И это стоит признать.
"Здесь" - есть действия, есть слова... но что бы мы были, не имея этой естественной и необъяснённой части себя? Непроизнесённой части себя! Мы, по привычке, имеем только соприкосновение с ней. И она - эта часть - большее в нас.
Даже если мы этого не замечаем. Даже если мы этого не признаем. Но "этим" мы чувствуем и осознаем.
Без этого <внутреннего движения осознания> буквы рассыпались бы в бессмыслицу хаоса. И только единство духа находит среди них путь......
И молитва - это движение души, ее активность, ее ответ, ее способ "заваривать кофе"! Потому что: чем вы живете, двигаетесь, растете, меняетесь, радуетесь и существуете в духе?
Мы не пассивны в Духе, мы - не пассивны в молитве. Дух не бездействует в нас.
Да, нет суеты. Да, нет желаний или мыслей, или слов. Но мы не бездействуем, даже когда молчит ум.
Мы ощущаем больше, чем могли бы. Мы понимаем больше, чем имеем способность понять. Мы и совершаем в удивлении нечто... И радуемся этой невероятной сопричастности.
В этом "оживленном внутреннем", переливающемся во внешнее - чудо.
В этом - и наша не безучастность души ко всему. Мы непроизвольно - не безразличны. И это естественно для человеческой души. Мы живём не по равнодушию, а по сопричастности к целому.
Множество движений, разных, непохожих, удивительных для себя самого - это жизнь человеческого духа. А словесность молитвы - это соприкосновение "Этого Горнего", духовного с тем пластом сознания, который воспринимает мир, и способен "сказать", "подумать", "опредметить", "назвать, найти связь... это часть уже этого мира, где мы ходим с вами ногами.
Молитва - это его стык, переход.
Мышление, ментальные оценки всего. На их грани мы создаем свои действия в этом мире. Но оторви эти ментальные оценки от "верхнего духовного себя", который непроизвольно живет и осознает, и они утеряют развитие, остановятся сами в себе. Как механизм без живого участия. И такое часто есть в людях.
Как часто недвижимость сознания не способна в нашем мире что-то сделать, воспринять - даже себя. И потому так недвижна материя, которая изначально рождена послушной духу. И потому нам дается помощь.
Дух имеет непрестанную жизнь. И его действия, его присутствие и участие - это молитва. И она не разорвана с мирозданием. Она льется в него. Она не оторвана от источника. Она берется из него. И потому она имеет безграничность во всем.