Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Незаметно пролетели очередные 7000 км и три недели в Европе. Задавшись целью получше узнать Австрию, мы увлеклись новомодным течением под названием "компрессионный туризм" — это когда ты стараешься впихнуть в свой мозг столько впечатлений, сколько он способен вместить. Частая смена локаций только поначалу кажется калейдоскопом картинок — постепенно раскладывая полученные образы на составляющие, узнаешь больше о жизни вокруг.
Называть это можно как угодно — "компрессионный туризм", "этнографическая экспедиция", коммуникация. Большое видится на расстоянии, но оно состоит из множества мелких фрагментов, каждый из которых является своего рода краеугольным камнем, лежащим в основании местной культуры. Поэтому, несмотря на название экспедиции, мы немало времени уделили сопредельным с Австрией странам — Германии и Италии.
Таким образом, нашей целью было совмещение полезного с приятным: постараться узнать больше об истории и настоящем, чтобы прежде всего лучше понимать европейскую культуру и цивилизацию в целом. Ну а еще — покататься на сноубордах, куда же без этого! Тем более что спорт — язык тела, язык универсальный, позволяющий легко найти интересного собеседника на почве общих интересов.
Первой ключевой точкой нашего путешествия стал Берлин — антипод любого нормального города, и оттого манящий словно магнит. Что мы знаем о Берлине, кроме Стены, Ворот и Рейхстага? Все остальное кажется скучным, но в действительности, именно Берлин является ярчайшим объектом и катализатором для всей немецкой культуры.
В Берлине мы любовались классическим искусством и сами мысленно кистями рисовали в своей голове портрет среднего немца.
Настоящие средние немцы в это время культурно взрывали центр килотоннами фейрверков.
Техника, технология — это все тоже типично про немцев. Город, в котором сами себя придумали хипстеры, технологичен от и до — и так уже сотни лет.
Возможно, все это дали миру римляне? Помните, как у Монти Пайтон в "Житие Брайана":
— Римляне отняли у нас все. И у наших отцов.— И отцов наших отцов.— И отцов отцов наших отцов.— И у отцов отцов отцов наших отцов.— И… ладно, хватит, сестра… Так вот, а что они нам дали взамен? Ничего.— Ну, эээ… Акведуки.— Что?— Акведуки.— А, акведуки — это да, это они нам дали.— А еще канализацию…— Водопровод…— Медицинское обслуживание…— Образование…— Общественные бани…— Вино…— Да, вина нам будет не хватать, когда мы победим римлян…— Ладно. Но за исключением канализации, медицины, образования, виноделия, общественного порядка, водопровода, дорог, системы подачи питьевой воды и системы здравоохранения, что еще римляне сделали для нас?!— Принесли мир?— Да заткнись ты!
А вот король Пруссии Фридрих II (ака Фридрих Великий) был настоящим римлянином — вел за войны за территории и ресурсы, имел утонченное восприятие античной архитектуры, которое воплотилась в камне в его резиденции Сан-Суси (г. Потсдам).
Впрочем, это и не удивительно, ведь и Германия, и Австрия (как и Италия) были преемниками Римской Империи. Похороненная Вольтером, сказавшим однажды, что Священная Римская Империя больше не является «ни священной, ни римской, ни империей», империя продолжила жить в генах миллионов человек. Уничтожить их наследие и традиции не удалось никому. Для примера, возьмем Дрезден.
"Вы, господа, сегодня же уедете в Дрезден, прекрасный город, как мне говорили. Вы не будете сидеть взаперти, как мы. Вы попадете в самую гущу жизни, да и еда там, наверно, будет вкуснее, чем тут." Написавший эти строки в своей "Бойне номер пять" Курт Воннегут пережил уничтожившую Дрезден бомбардировку в качестве военнопленного.
Стертый с лица земли величественный дворец Цвингер был с немецкой скрупулёзностью воссоздан по песчинкам. Скоро восстановят и все остальное — и каждый исторический кирпичик ляжет на свое историческое, исконное место.
Забавно, но в в дрезденском районе "Нойштадт" ни одна деталь не напоминает о соседстве с величественным Старым Городом — "Альтштадтом". Это его антоним, его прямая противоположность — без которой, впрочем, Дрезден можно было бы принять за Прагу.
"Дрезден Наоборот" — Дрезден не менее настоящий, демонстрирующий богатый внутренний мир жителей города. В этом районе вам вряд ли встретится заведение, где можно будет поужинать по-саксонски — зато русской и китайской кухни хоть отбавляй. Есть даже фьюжн. Да здравствует свобода самовыражения! Неудивительно, что именно тут появились одни из первых в ГДР ночных клубов.
А вот и она, Австрия — страна, в которой вдвое меньше жителей, чем в одном только Городе-Герое Москве.
Пожалуй, нигде так тесно традиции не переплетаются в современными технологиями, как в разбросанных по отрогам Альпийских гор крошечных деревушках.
Чтобы понять, как в одном месте и времени могут гармонично сосуществовать новый Cayenne, самодельная канатная дорога и бидоны с молоком, требуется время и желание. И то, и другое у нас было. Поэтому для того, чтобы изучить уклад жизни современной Австрии, мы отправились в самую глухую деревню.
Вскоре мы обнаружили, что как и сотни лет назад любовь к природе не существует здесь без недвусмысленного с ней диалога, подразумевающего победу человека.
Посмотрев на деревенскую жизнь, можно укрупнить объект восприятия.
Жизнь в австрийских городах выглядит умопомрачительно простой и оттого совершенно непонятна для российского человека. Взять хотя бы Куфштайн. Этот тихий горный городок — настоящая жемчужина Тироля.
Прогулка по величественной городской крепости, возведенной в начале 15 века, позволяет представить себе суровую средневековую европейскую жизнь, равно как и убедиться в ее гармоничном сочетании с жизнью сегодняшней. Впрочем, в истории австрийского общества бывали и перегибы (место которых в наше время занимают социальные сети и финансовые институты).
Ну а вообще, модернизация, поддерживаемая традициями — штука сильная, как, впрочем, и расположенный в крепости самый большой в мире открытый орган, имеющий 65 регистров и 4948 труб — тоже, кстати, модернизированный несколько лет назад. Каждый день в полдень этот орган играет траурную мелодию по всем павшим героям военного времени.
Что в деревнях, что в городах, австрийцы живут так же, как и сотню лет назад — придерживаясь традиций. Несомненно, они больше любят спорт и отдых, чем работу. Но все что они делают руками — очень, очень хорошо.
Типичный бизнес для коренного австрийца — предприятие семейное. Ферма, лесопилка, ресторан — что угодно. Ощущение развитой корневой системы под ногами позволяет им делать то, что считали правильными их деды и прадеды, с учетом уже упомянутой модернизации. Взять хотя бы предприятие семьи Риделей, рожденное с девизом "с любовью к стеклу" в Северной Богемии аж в 1758 году.
Спустя 250 лет, история компании находится на новом витке. В старинном здании семейной мануфактуры в тирольском городе Куфштайн бокалы и декантеры производятся вручную точно так же, как и много лет назад. Стабильность — незнакомое нам слово, место которого в мечтах многих занимает тревога и несбыточность. А в Австрии иначе и быть не может, потому что гладиолус.
Без поллитры во всем этом точно не разобраться, поэтому после небезуспешной дегустации местных напитков (в основном, похожего на родниковую воду шнапса, и чрезвычайно замутняющей сознание настойки "Три Коня") мы отправились в Венецию. Чтобы крепкая граппа привела в чувство, чтобы обнулить все рецепторы в атмосфере невероятной архитектуры и сомнительного сервиса, после чего снова вернуться в Австрию и посмотреть заново на уже привычные объекты и механизмы (в том числе, социальные).
Но по возвращению это все равно оказались все те же канатные дороги. Картина мира не изменилась — он стал не лучше, не хуже, просто больше и многослойнее.
Более подробно о связи прошлого и настоящего на примерах Европы, Австрии и Италии читайте в ближайших постах. И не переключайте канал!