Имя Ивангай — блогерский псевдоним 21-летнего Ивана Рудского — знают даже те, кто никогда не смотрел ни его собственные видео, ни вообще ролики в российском ютьюбе. На своем канале Ивангай рассказывает о собственной не слишком захватывающей жизни, играет в видеоигры, устраивает дурацкие эксперименты, поет — в общем, не делает ничего такого, чего не делал бы любой другой видеоблогер; тем не менее именно Рудской — абсолютный рекордсмен российского ютьюба по количеству подписчиков, с отрывом опережающий даже мультфильм «Маша и медведь». В рамках спецпроекта «Медузы» о видеоблогинге Серафим Ореханов объясняет, кто такой Ивангай, как он сумел стать настолько популярным — и что с ним случится теперь, когда ютьюб превращается в политическое пространство.
Редкий случай, когда материал о видеоблогере можно не начинать с длинного объяснения для «взрослой» аудитории о том, кто это вообще такой и зачем вам о нем знать. Ивангай, пожалуй, единственный из видеоблогеров, кто сумел конвертировать популярность своего канала в социальный капитал далеко за пределами ютьюба. Подписчиков у Рудского в три раза больше, чем у Канье Уэста: на момент публикации этого материала за его каналом следили более 11,5 миллиона человек.
Этот феноменальный успех — не результат продуманной стратегии, над которой работала большая команда, как в случае с, например, «Дружко-шоу». Ивангай сделал сам себя в самом классическом, американском смысле: парень из глухой украинской деревни (даже русский язык он выучил в процессе работы над каналом) над чем-то там возился на родительском компьютере, терпел насмешки одноклассников и взрослых — и однажды обнаружил, что его канал — медиа с десятимиллионной аудиторией.
Человек и Minecraft
Как и многие другие блогеры, Ивангай начинал с обзоров видеоигр и летсплеев — роликов, в которых автор одновременно играет и комментирует этот процесс. Главным образом с Minecraft — страшно популярной и очень простой с точки зрения графики игры, похожей на Lego, где из кубиков можно построить что угодно — от избушки до аэропорта. Minecraft — это огромный мир со своими правилами, обычаями и диалектом («нубик», «чанк», «дроп»). Он выглядит подчеркнуто минималистично — отчасти это отсылка к эстетике 1990-х, отчасти необходимость: игра должна запускаться даже на очень слабых устройствах, потому что других у ее целевой аудитории часто нет. В Minecraft нет ни конкретной цели, ни эпических битв и сложных стратегий — зато тут можно создавать игры внутри игры; на того, кто впервые сталкивается с этим миром, он может произвести впечатление то ли психоделического эксперимента, то ли философской притчи в духе деконструктивизма. Все эти странности не помешали Microsoft купить игру за 2,5 миллиарда долларов, The New York Times — назвать ее идеальным образовательным инструментом в эпоху кризиса образования, а десяткам миллионов детей и подростков — проводить в Minecraft дни и недели: это сейчас главное развлечение для тех, кто уже вырос из свинки Пеппы, но еще не дорос до GTA.
Обзоры Minecraft — самый постмодернистский жанр ютьюба: одни люди описывают события, происходящие в подчеркнуто условном мире, которые мимикрируют под другие выдуманные миры, а миллионы других людей смотрят на это в интернете (тоже, в сущности, выдуманном мире). Если сам Minecraft — это развернутый комментарий ко всей современной культуре: к тотальной ностальгии, к стремлению к простым решениям и так далее; то обзоры игры — это комментарий к комментарию, метамир со своим языком, ритуалами и традициями.