Узкие улочки, создающие лабиринт под открытым небом, старинные дворцы, пропитанные историей, величественные и элегантные театры, внушительные и всегда переполненные церкви, бесчисленные мосты, соединяющие противоположные берега каналов — всё это Венеция, один из самых красивых и уникальных городов в мире. Мало кто может устоять перед его волшебной атмосферой, наводящей на романтику с оттенком меланхолии. Иосиф Бродский советовал посещать Венецию не только влюблённым, но и разочаровавшимся в любви. По мнению поэта ни одно другое место не вбирает так в себя душевные страдания.
Как лучше всего гулять по Венеции? Самый лучший способ — это в духе настоящего путешественника затеряться в её улочках, калли, и открывать для себя то, с чем сам город захочет с вами поделиться. А если всё-таки вы не согласны надеяться на судьбу — стоит изучить маршрут заранее и посетить то, что гармонирует с вашими интересами.
Площадь Сан Марко
Настоящим сердцем Венеции является знаменитая площадь Сан-Марко, единственная площадь в лагуне, всегда заполненная тысячами туристов и голубей. С трех сторон площадь окружена так называемыми прокурациями, портиками, где ранее заседали прокуроры. Сегодня же под ними расположены магазины, кафе и рестораны.
На площади находятся самые важные исторические символы города. Главный вход украшен Часовой башней с астрономическими часами, обозначающими ход времени ударом колокола. Над ней торжественно возвышается Лев Святого Марка и Колокольня, высотой почти сто метров, с вершины которой открывается захватывающий дух вид на всю лагуну. По традиции, каждый год с этой колокольни начинается полет Коломбины, который открывает знаменитый Венецианский карнавал.
Собор Святого Марко
Главным героем площади является величественный собор Святого Марка (Basilica di San Marco), с его высокими куполами и великолепной мозаикой из золотых листьев, веками завораживающий своих посетителей.
Первоначально собор должен был стать частью Дворца дожей для принятия в нём тела Святого Марка, привезённого сюда из Александрии. Строительство его началось в 828 году, но на протяжении веков здание неоднократно перестраивалось, а современный его вид относится к XI веку. Собор построен по плану латинского креста с пятью куполами и стал главной городской церковью в 1807 году.
В интерьере собора доминирует золотой цвет. Мозаики Вознесенского купола, главного купола собора относятся к началу XIII века, на них изображены сцены из Нового Завета. Мозаики в атриуме были сделаны из стекла и золота, и изображают сцены из Ветхого Завета. Под алтарем, поддерживаемым четырьмя алебастровыми и мраморными колоннами, покоится тело Святого Марка.
Вход в базилику Святого Марка бесплатный, а за дополнительную плату можно посетить Музей собора, Сокровищницу и Пала д’Оро,(Pala d’Oro), золотой алтарь с 250 миниатюрами из византийской эмали.
Дворeц дожей
Дворец дожей — символ власти и процветания Венецианской республики. Его стены рассказывает об истории её правителей, венецианских дожей, о былом великолепии города и об увлекательных интригах, окружающих государство Святого Марка. В здании необычайной красоты одновременно представлены элементы византийского, готического и романского стилей. Оно украшено работами таких великих художников как Тициан, Тинторетто и Беллини. Более тысячи лет поколения дожей вершили здесь судьбу Венеции.
Главная позолоченная лестница, Scala d’Oro, ведёт на второй этаж дворца, где находятся залы дожей, залы голосования, оружейный зал, внутренние дворики и тюрьма. Интерьер апартаментов дожей уникален собранием лучших работ представителей венецианской школы живописи. А в зале Большого совета, Sala del Maggior Consiglio, где более 1000 человек вершили судьбу Светлейшей республики, находится «Рай» Тинторетто, самое большое полотно в мире. В оружейном зале хранятся доспехи и различные виды оружия, от самого классического до сложного огнестрельного. В конце находится тюрьма, с её ужасающими камерами и колодцами, из которой всё же удалось бежать, её знаменитому пленнику Казанове в 1756 году.
Библиотека Марчиана
Библиотека Марчиана, la Biblioteca Marciana, т.е. Библиотека Сан-Марко, святого покровителя и символа Венецианского государства, находится на площади Святого Марка напротив Дворца Дожей. Это одна из самых больших и самых важных библиотек в Италии.
Она обязана своим происхождением покровительству кардинала Бессарионе, который в 1468 году пожертвовал свою коллекцию из 750 кодексов, 250 рукописей и некоторых печатных работ. В основе её строительства лежит проект Франческо Петрарки, а архитектором был Якопо Сансовино, которому замечательно удалось гармонизировать благородный классический стиль архитектуры эпохи Возврождения с живописной венецианской средой. Потолки библиотеки украшены фресками Веронезе и Скьявоне.
Caffé Florian
Caffè Florian — одно из старейших в Италии и один из символов Венеции, открытое 29 декабря 1720 года Флориано Франческони, Флориан для друзей. Кафе быстро превратилось в место встречи литераторов и политиков. Здесь собирались так же местные дон жуаны в поисках новых сердец. Кроме того, Кафе Флориан также сыграло свою роль в истории эмансипации женщин — это было первое кафе, в которое стало допустимым заходить дамам. Самым же эмблематичным посетителем заведения был профессиональный соблазнитель, Джакомо Казанова — будуарный философ, распутник, шарлатан и азартный игрок.
В течении XIX веке за его столами сидели Чарльз Диккенс, лорд Байрон, Гёте, Марсель Пруст, Жан Жак Руссо, Игорь Стравинский и Амедео Модильяни.
Музеи и дворцы Венеции
Если погода оставляет желать лучшего, посетить один из множества интереснейших музеев Венеции, которые, в свою очередь, всегда расположены в великолепных исторических дворцах, может быть идеальным решением для знакомства с городом.
Ка Реццонико
Среди всех музеев Венеции Ка Реццонико (Ca’ Rezzonico) отличается своей особенной атмосферой, которая полностью воссоздаёт аристократическую венецианскую резиденцию XVIII века, с оригинальной мебелью, обстановкой того времени и работами самых известных художников, таких как Гуарди, Лонги, Каналетто, Тьеполо и Тинторетто . Спроектированный и украшенный величайшими художниками Венеции XVIII века, дворец сам по себе является произведением искусства.
Интерьер музея Ca’ Rezzonico представляет собой рациональную последовательность залов, способных перенести современного посетителя в атмосферу вечности. Первый этаж перекликается в барочной игре заполненных и пустых пространств между дворами, портиками и коридорами, в то время как три верхних этажа предстают бесконечной мозаикой из произведений искусства, фресок и предметов быта, создающих ощущение, что дворец все еще жилой.
Пунта делла Догана
В треугольнике, отделяющем Большой канал от канала Джудекки, находятся три грандиозных места, посвящённых искусству в городе: Собор Санта-Мария-делла-Салюте, Патриаршая семинария и здание Морской Таможни XVII века, в котором в настоящее время расположен центр Фонда Пино, посвященный современному искусству. Вместе с Palazzo Grassi и его театром, Пунта делла Догана (Punta della Dogana) является частью важнейших выставочных проектов Французского фонда, реставрация которого была доверена знаменитому японскому архитектору Тадао Андо, который уже работал с Фондом над реставрацией других венецианских зданий. В характерных экспонируемых бетонных стенах, беспроигрышный почерк Андо, каждый год проходят важные выставки (последняя из которых посвящена Дэмиену Хёрсту) и тематические встречи различных организаций — художественные выставки, концерты и аперитивы, которые проводятся на эксклюзивной террасе Torrino belvedere с видом на бассейн Святого Марка.
Музей Коррера
Музей Коррера (Museo Correr) расположен в бывшем Королевском дворце на площади Святого Марка и включает в себя Наполеоновское крыло и Procurazie Nuove. Музей Коррера можно назвать Музеем истории Венеции и её традиций. В основу его легла коллекция Теодора Коррера, которую он оставил городу в 1830 году. Коллекция включает в себя неоклассические залы с важными скульптурами Антонио Канова, австрийские королевские апартаменты, а так же исторические сведения об учреждениях, городских событиях, повседневной жизни города, вплоть до картинной галереи, одной из самых богатых и выразительных выставок венецианской живописи с момента ее возникновения до начала XVI века, которая включает в себя работы Лоренцо Венециано, Беллини, Карпаччо, Косме Тура, Антонелло да Мессина, Лоренцо Лотто.
Скуола Милосердия
Великая Скуола Милосердия (Scuola Grande della Misericordia) в сознании венецианцев — это место, воплощающее мечты об античных идеалах. Строительство её было поручено в 1531 году великому архитектору эпохи Возрождения Якопо Сансовино и длилось целых двенадцать лет.
Зал на первом этаже разделен на три нефа двойными колоннами в коринфском стиле, а на верхнем этаже находится просторный зал, самый большой после Дворца Дожей, с фресками школы Паоло Веронезе. Монументальность здания, с его величественными объемами и необычайными размерами (2000 квадратных метров), позволяет организовывать в её стенах самые важные события всей Венеции.
Скуола Сан Рокко
Можно сказать, что Скуола Сан Рокко, Scuola Grande di San Rocco для Венеции — это то же, что и Сикстинская капелла для Рима. Более 24 лет (с 1564 по 1588 год) потратил Тиноретто на создание фресок этого необыкновенного произведения. Это большое двухэтажное здание с тремя комнатами, открытыми для посещения. Побывать здесь будет интересно даже для не больших любителей искусства. По размеру она меньше, чем Академия, но архитектура её не менее впечатляющая и величественная.
Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco) — это благотворительное сообщество, основанное в 1478 году. Глубокое народное почитание Святого Рокко, мощи которого ещё с 1485 года находятся во владении Братства, способствовало стремительному росту его популярности и превращению в самую богатую скуолу города. Именно тогда было решено построить новую монументальную резиденцию, позвав Тинторетто написать свой самый известный цикл картин с эпизодами из Ветхого и Нового Заветов. Это единственная из древних Скуол, которая пережила падение Республики. Здесь сохранилось более 60 картин в оригинальном расположении, а здание практически не изменилось со времени её постройки.
Палаццо Венье деи Леони — Музей Пегги Гугенхайм
Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции — это знаменитый музей современного искусства, расположенный в Венеции во Дворце деи Леони (Palazzo Venier dei Leoni) с видом на Большой канал. С 1949 года здание было резиденцией известного коллекционера и мецената Пегги Гуггенхайм, которая открыла дворец и свою коллекцию для публики в 1951 году.
Дворец был построен в XVIII веке в районе Дорсодуро дворянской семьей Венье по проекту архитектора Лоренцо Бошетти. Почему в названии присутствуют львы, dei leoni, точно не известно. Вероятно, название происходит от серии львиных скульптур, которые украшали дом, хотя есть легенда, согласно которой считается, что семья Венье держали льва живым в саду.
Личная коллекция Пегги Гугенхайм состоит из важных произведений многих главных героев художественных течений XX века: кубизма, футуризма, европейского абстракционизма, метафизической живописи, сюрреализма, американского абстрактного экспрессионизма. Пит Мондриан, Пабло Пикассо, Пол Клее, Рене Магритте, Василий Кандинский, Джексон Поллок, Генри Мур — лишь некоторые имена мировой славы, работы которых входят в коллекцию.
Палаццо Контарини дель Боволо
Палаццо Контарини дель Боволо (Palazzo Contarini del Bovolo) или Спиральный Дворец — это жемчужина готической венецианской архитектуры, откуда открывается захватывающий вид на город и колокольню Сан-Марко. Особенностью его является необычная внешняя винтовая лестница, состоящая из многочисленных арок. Дворец был построен в XIV веке, а лестница была присоединена в конце XV, по проекту архитектора Джованни Канди. С улицы или с канала её не увидеть, поэтому чтобы полюбоваться её красотой и подняться наверх полюбоваться видом, необходимо завернуть во внутренний дворик.
Церкви в Венеции возвышаются практически над каждым каналом. Есть даже поговорка, что в Венеции церквей больше, чем верующих. Если смотреть на город с высоты, то можно сразу заметить, как много здесь колоколен. Существует даже карта города, разделенная на сестьери для определения местонахождения церквей. Всего насчитываются 148 церквей и 170 колоколен.
Каждая церковь Венеции гордится своим собственным бесценным шедевром, по-своему уникальным, открытие для себя которых может стать отдельным увлекательным путешествием. Это и миниатюрная церковь из белого камня Сан Джорджио Маджоре (San Giorgio Maggiore) в бассейне Сан-Марко, построенная по проекту Андреа Палладио и её копия, Церковь Мадонны делла Салюте (Madonna della Salute), построенная ex-voto после двух серьезных эпидемий.
Нельзя не упомянуть собор Сан Джованни и Паоло (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo), также известный как Пантеон Венеции, учитывая огромное в нём количество догматических гробниц, великолепный образец средневековой архитектуры начала XII века. Недалеко находится Собор деи Фрари (Basilica dei Frari), в котором хранятся произведения Тициана. В двух шагах от него — Scuola Grande di San Rocco с примыкающей к ней церковью, созданием фресок которой занимался сам Тинторетто.
Мосты Венеции
Мосты Венеции — это целый отдельный организм. Нетрудно представить, что для города на воде мост является первой необходимостью. Поэтому Венецию можно по праву считать одним из городов Европы, если не мира, с самым большим количеством мостов на своей территории. Насчитывается их более 400, выполненных из камня, железа или дерева.
Мост вздохов
Мост вздохов (Il Ponte dei Sospiri ) — самый известный и самый впечатляющий из венецианских мостов. Находится он в нескольких шагах от площади Святого Марка и соединяет Дворец дожей с Тюрьмами Светлейшей Республики. Романтичное, на первый взгляд, название моста на самом деле происходит от вздохов осужденных, которые пересекали его в последний раз, прежде чем быть заключёнными навсегда в своих камерах.
Однако есть всё-таки и более поэтичная легенда, связанная с этим мостом, согласно которой, влюбленным суждена вечная любовь, если они будут целоваться под ним сидя в гондоле, под звон колоколов Святого Марка на закате.
Мост Риальто
Мост Риальто (Ponte Rialto) — самый старый из четырех мостов на Большом канале. Он известен как своей архитектурой, так и историей. В течение многих лет он был центром торговли Венеции. Построен он между 1588 и 1591 годами по проекту архитектора Антониу да Понте, чтобы заменить предыдущее деревянное строение, которое дважды рухнуло и несколько раз сгорело. Конструкция моста аналогична предыдущей и состоит из двух наклонных пандусов, соединенных портиком в центре.
Перейдя мост Риальто с площади Сан-Марко, вы попадете на рынок Риальто — красочное место, где продаются фрукты и овощи. Находится здесь рынок с 1097 года. Название «Rialto» происходит от «Rivus altus», в переводе с итальянского означает «глубокий канал», что указывает на то, что эта зона не подвергается наводнениям.
В 1514 году пожар уничтожил Риальто, поэтому большинство его зданий относятся к XVI веку. Узкие улочки, окружающие рынок, имеют названия гильдий, которые находились в этом районе.
Мост Академии
Популярность Венеции в XIX веке росла с каждым годом и привела к необходимости улучшить соединение между двумя берегами Большого канала. В 1854 году был открыт новый переход, названный Ponte dell’Accademia. Новый мост был полностью построен из железа, но близость к воде и высокий уровень влажности, поражающий Венецию, быстро продемонстрировали неудачность выбранного материала. Вскоре мост был перестроен по проекту инженера Эудженио Миоззи, в основу которого легла деревянная конструкция. Внешне мост не представляет из себя особенной архитектурной ценности и это далеко не самый красивый мост в Венеции, но зато именно с этого моста открывается один из самых живописных и захватывающих видов на вереницу цветных домов вдоль Большого канала на фоне ярко синего неба и купола церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Понте дельи Скальци
Понте дельи Скальци (Ponte degli Scalzi), дословно — мост босоногих — это первый мост, который пересекают все приезжие на железнодорожный вокзал. Это был третий переход через Гран Канал после строительства Моста Академии. Понте дельи скальци был построен в 1858 г., чтобы облегчить связь с железнодорожным вокзалом, построенным незадолго до этого. В 1934 г. мост прошёл реставрацию, полностью заменив старое сооружение истрийским камнем, материалом, широко используемым в Венеции, инженером Эудженио Миацци, который также построил «Мост Академии». Перила, поддерживаемые низкими колоннами, также выполнены из истрийского камня, что придает мосту аристократический и элегантный вид, который хорошо вписывается в окружающий пейзаж.
Неизвестная Венеция
Знаменитые достопримечательности Венеции важны для тех, кто впервые знакомится с городом. Но есть и такие, кого магическая атмосфера лагуны притягивает снова и снова, или кто просто хочет избежать массового наплыва туристов. Такие всегда в поиске мест мало известных, не сразу впечатляющих и захватывающих дух, но не менее увлекательных и аутентичных, раскрывающих традиции и особенности жизни этого необычного города.
Книжный магазин Acqua Alta
Одно из самых фотографируемых в Инстаграме мест в Венеции. Заслуга этой славы принадлежит её основателю и необычной детали — лестнице, вымощенной из книг. Этот книжный магазин знаменит так же своими миниатюрными размерами и необычному интерьеру — внутри него даже есть гондола и тысячу разных интересных штук.
Немецкий дворец Фондако деи Тедески
Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi) — сейчас торговый центр, отреставрированный группой Бенеттон, а изначально, с 1228 г. — подворье для проживания немецких торговцев. Здание особенно примечательно своей захватывающей дух панорамой. Отсюда открывается 360-градусный вид на весь город.
Гондола за 2 евро
Прокатиться на гондоле за 2 евро — реальность. Называется она — переезд Санта София, где всего за 2 евро можно пересечь Большой канал и пристать к Рыбному рынку Риальто (Mercato del Pesce di Rialto) на борту самого известного венецианского транспорта.
Крипта Сан Заккария San Zaccaria
Великолепная архитектура церкви Сан Заккария ( Chiesa San Zaccaria), с фасадом в смешенном стиле между готикой и ренессансом, сама по себе привлекает внимание посетителей. Но что действительно отличает её от других 200 церквей Венеции, так это постоянно затопленный склеп. Вода создаёт магический эффект зеркала, возвеличивая торжественную красоту склепа. Колонны визуально выглядят в два раза длиннее, а гробницы как будто плавают внутри.
Арсенал
Арсенал Венеции расположен на восточной окраине города, в самом сердце лагунной системы, включающей острова и побережье. Это одно из самых интересных развитых районов венецианской территории. Здесь невероятным образом переплетаются функциональные, архитектурные и пейзажные функции земли и воды. Арсенал открыт для посещения во время Венецианского биеннале искусства, где размещаются павильоны разных стран. Во время этого события открыт так же Сад Дев (Giardino delle Vergini), большая зеленая зона, окруженная стенами Арсенала, которая простирается по территории бывшего монастыря Святой Девы Марии, разрушенного в конце девятнадцатого века.
Мастерская гондол Squero di San Trovaso
Гондола — один из уникальных символов Венеции. Чтобы вживую увидеть как рождается эта знаменитая лодка, стоит посетить одну из трёх ещё работающих мастерских, самую старую и известную — Squero di San Trovaso. Понаблюдать за ремонтом и строительством гондол можно или заранее договорившись об экскурсии, или на противоположной стороне канала из бара, где не лишним будет совместить приятное с полезным, выпив аперитив с лёгкими закусками.
Мастерская по изготовлению масок Ca’Macana
Если вы поклонник фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», или, возможно, «Пятьдесят оттенков черного», то знайте, что маски, использованные в этих фильмах, были сделаны в Венеции. Лавка Ca’Macana является одной из исторических мастерских по изготовлению масок в городе, посещение которой будет незабываемым событием во время вашего пребывания в Венеции. Её мастера известны во всем мире верностью подлинным традициям и исключительной фантазией. Зайдя в неё вы не сможете устоять, чтобы не купить в качестве сувенира одну из традиционных или декоративных венецианских масок, а на сайте магазина можно даже заказать мастер-класс по изготовлению масок.
Старое и новое гетто
Основанное в начале XVI века Венецианское гетто было одним из первых мест в мире, где принудительно сегрегировали людей в соответствии с их религиозными различиями. В период расцвета Республики Венеции в XVII веке в районе гетто проживало 5000 евреев со всей Европы. Ранее этот район использовался как литейный (что на венецианском диалекте означает «гетто»), именно отсюда пошёл и сам термин «гетто». Тем, кто хочет больше узнать об истории гетто и о том, как оно развивалось на протяжении многих лет стоит несомненно посетить это место
Бакари тур
Нельзя посетить Венецию и не совершить популярный среди местных бакари тур. Начните с традиционного коктейля «шприца» или бокала вина в сопровождении чиккети, традиционных венецианских закусок в первой остерии, и продолжайте до тех пор, пока будете держаться на ногах. Сначала можете отправиться в Fondamenta dei Ormesini, зайдите в Timon и завершите в старинном заведении Paradiso Perduto.
Любите Италию? Читайте еще больше интересных статей на нашем сайте - italotrip.com