Для того, чтобы научиться быстро складывать и вычитать, малышу придется выучить состав чисел в пределах 10. Нет способа или лайфхака этого избежать.
Но есть способ помочь малышу запомнить состав чисел значительно быстрее.
Малыши мыслят наглядно
Годам к 6 наглядно-действенное мышление начинает переходить в наглядно-образное, и ребенку становится не очень обязательно манипулировать предметами, чтобы что-то понять.
Но это - в теории. На практике все люди разные, и мышление у детей развивается не строго по расписанию.
Поэтому не будем рисковать, и для обучения возьмем конфеты.
У меня, как всегда, двухцветный тик-так.
А вообще найдите любые, чтобы были в двух цветах.
Ещё имеет смысл написать на маленьких листочках числа, или взять готовые маленькие числовые карточки из какого-нибудь набора (вроде кассы чисел).
Теперь всё готово, начнем считать.
В чём смысл метода
Для начала скажу пару слов о том, почему предлагаемый метод будет эффективнее, чем "числовые домики" из учебников.
В учебниках "числовые домики" начинаются 1+1 - и по нарастающей: состав числа 3, потом состав числа 4, потом - 5... и так далее.
Это плохо запоминается, потому что выглядит ооооочень громоздким: для каждого числа малыш вынужден зазубрить длинную траншею примеров. А большое количество пугает даже взрослых - а тем более, малышей.
Заучивание отдельного набора "домиков" не позволяет малышу увидеть полную картину, выстроить систему, понять логику этих домиков - или логику сложения, если хотите.
Ниже вы прочитаете о способе, который:
- задействует не только наглядно-образное, но из наглядно-действенное мышление: малыш будет составлять примеры, перекладывая конфеты
- задает "цветовые зацепки" для мозга: конфеты разных - контрастных - цветов будут запечатываться в памяти. Даже если малыш не запомнит счет, он сможет вспомнить картинку и мысленно пересчитать на ней конфеты
- дополнительно задействует визуальную память на числа (примеры) + конфеты: еще один крючочек для мозга
- дополнительно задействует слух: все наши манипуляции с конфетами мы проговариваем вслух сами и просим малыша повторять
- за счет микро-шагов создает у малыша иллюзию, что запоминать нужно совсем не много. А если не много - то и не страшно - и запоминается проще
- позволяет увидеть общую картину и выстроить логическую систему состава чисел.
В общем, попробуйте.
Начнем с 5+5
Лучше всего запоминаются одинаковые числа и "красивые" ответы.
Поэтому начинайте с 5 + 5 = 10. Это самый красивый пример, который лучше всего запоминается у малышей.
Выложите 5 конфет одного цвета и 5 конфет другого цвета. Дайте малышу разложить их в две разные кучки.
Пересчитайте пальцем: 5, 5, вместе 10.
Проговорите: 5 + 5 = 10.
Теперь разделим одну кучку на 1+4 (и заодно запомним: 1+4=5):
Переложим отделенную конфету из одной кучи в другую и проговорим:
5-1 = 4
5+1 = 6
Рассмотрите: в одной кучке теперь 6 конфет, а в другой - 4. Но общее количество конфет не изменилось: их всё так же 10.
Проговорите: 6 + 4 (или 4 + 6) = 10
А теперь научите малыша фокусу:
- каждый раз, когда ты прибавляешь 1 - получается следующее по счету число
- каждый раз, когда ты отнимаешь 1 - получается предыдущее по счету число
Смотрите, сколько "окошек" в числовых домиках выучилось за один раз!
Теперь вернем всё как было: две кучки по 5 конфет.
От одной кучки отделим 2 конфеты и проговорим: 2 + 3 (или 3 + 2) = 5.
Переложим 2 конфеты в другую кучку. Проговорим: 5 + 2 (или 2 + 5) = 7.
А теперь запомним, что 3 + 7 (или 7 + 3) = 10
Научите малыша еще одному фокусу:
- каждый раз, когда ты прибавляешь 2 - получается число, следующее через один по счету
- каждый раз, когда ты отнимаешь 2 - получается число, предыдущее через один по счету
Так мы "закрыли" еще целый ряд числовых окошек.
Предложите малышу, пользуясь двумя "фокусами", догадаться, сколько нужно добавить к 1 и к 2, чтобы получилось 10.
А мы, тем временем, полностью выучили
- состав числа 10
- состав числа 5,
буквально пару раз переложив конфеты.
Для того, чтобы полностью запомнить состав десятки, вам потребуется не больше 1 дня. Пусть малыш еще несколько раз переложит конфеты, и - для верности - можете еще решить 10 - 20 примеров устно или (лучше) письменно.
Продолжаем с парными числами
Предложите малышу съесть две конфеты из десяти и сосчитать, пользуясь "фокусом" 10 - 2.
Теперь можно продолжить со следующей парой одинаковых чисел: 4 + 4.
Точно так же: сначала выучите сам этот пример, затем
- отделите 1 конфету и выучите 5 + 3
- отделите 2 конфеты и выучите 6 + 2
Следом возьмите 3 + 3.
А 2 + 2 брать не обязательно, потому что малыш уже знаком с "фокусом" про пред-предыдущее число.
На их запоминание вам потребуется еще один, максимум - два - дня.
На этом у нас выучен состав всех четных чисел
Выстраиваем систему и заучиваем состав нечётных
Нарисуйте три "домика" с составом чисел: 10, 9 и 8.
Состав чисел 10 и 8 ребенок уже знает. Сразу распишите.
Я покрасила 10 и 8 в зеленый в знак того, что эти числа мы уже умеем раскладывать на слагаемые.
Число 9 обведено в красный кружок в знак того, что его предстоит еще выучить.
Начнем учить состав числа 9
Поскольку мы знакомы с "фокусом" про 1 и 2, мы легко запомним состав девятки с этими числами.
Нам нужно запомнить 3 + 6 (и 6 + 3).
Покажите ребенку, что 10 - это на 1 больше, чем 9.
- Чтобы получить 10, мы прибавляем 7 к 3.
- А чтобы получить 9, нам нужно прибавить к 3 на один меньше, то есть 6.
А 8 - это на 1 больше, чем 9.
- Чтобы получить 8, мы прибавляем 5 к 3.
- А чтобы получить 9, нам нужно прибавить к 3 на один больше, то есть 6.
Можно запоминать, отталкиваясь от 10 или от 8 - смотря что будет проще именно для вашего ребенка.
Запомнив 3 + 6, мы сразу же запомнили и 6 + 3.
Осталось выучить 5 + 4. Это на 1 меньше, чем любимый 5 + 5, и на 1 больше, чем любимый же 4 + 4.
Очень просто.
Выучим состав числа 7
Точно так же распишем три колонки: известные нам составы чисел 8 и 6.
Покажем ребенку, что состав семёрки с единицей и двойкой он уже отлично знает.
Осталось запомнить 3 + 4 (или 4 + 3): это на 1 меньше, чем любимый 4 +4 и на 1 больше, чем любимый 3 + 3.
Ну а состав пятёрки мы выучили еще раньше, пока перекладывали конфетки :-)
Очень легко выучилось и надолго запомнится.
_________________________
А у меня на этом всё.
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com