Найти тему
Блог КУМОНомамы

Как быстро запомнить с первоклашкой состав чисел в пределах 10

Оглавление

Для того, чтобы научиться быстро складывать и вычитать, малышу придется выучить состав чисел в пределах 10. Нет способа или лайфхака этого избежать.

Но есть способ помочь малышу запомнить состав чисел значительно быстрее.

Малыши мыслят наглядно

Годам к 6 наглядно-действенное мышление начинает переходить в наглядно-образное, и ребенку становится не очень обязательно манипулировать предметами, чтобы что-то понять.

Но это - в теории. На практике все люди разные, и мышление у детей развивается не строго по расписанию.

Поэтому не будем рисковать, и для обучения возьмем конфеты.

У меня, как всегда, двухцветный тик-так.
А вообще найдите любые, чтобы были в двух цветах.

Ещё имеет смысл написать на маленьких листочках числа, или взять готовые маленькие числовые карточки из какого-нибудь набора (вроде кассы чисел).

Теперь всё готово, начнем считать.

В чём смысл метода

Для начала скажу пару слов о том, почему предлагаемый метод будет эффективнее, чем "числовые домики" из учебников.

В учебниках "числовые домики" начинаются 1+1 - и по нарастающей: состав числа 3, потом состав числа 4, потом - 5... и так далее.

Это плохо запоминается, потому что выглядит ооооочень громоздким: для каждого числа малыш вынужден зазубрить длинную траншею примеров. А большое количество пугает даже взрослых - а тем более, малышей.

Заучивание отдельного набора "домиков" не позволяет малышу увидеть полную картину, выстроить систему, понять логику этих домиков - или логику сложения, если хотите.

Ниже вы прочитаете о способе, который:

  • задействует не только наглядно-образное, но из наглядно-действенное мышление: малыш будет составлять примеры, перекладывая конфеты
  • задает "цветовые зацепки" для мозга: конфеты разных - контрастных - цветов будут запечатываться в памяти. Даже если малыш не запомнит счет, он сможет вспомнить картинку и мысленно пересчитать на ней конфеты
  • дополнительно задействует визуальную память на числа (примеры) + конфеты: еще один крючочек для мозга
  • дополнительно задействует слух: все наши манипуляции с конфетами мы проговариваем вслух сами и просим малыша повторять
  • за счет микро-шагов создает у малыша иллюзию, что запоминать нужно совсем не много. А если не много - то и не страшно - и запоминается проще
  • позволяет увидеть общую картину и выстроить логическую систему состава чисел.

В общем, попробуйте.

Начнем с 5+5

Лучше всего запоминаются одинаковые числа и "красивые" ответы.

Поэтому начинайте с 5 + 5 = 10. Это самый красивый пример, который лучше всего запоминается у малышей.

Выложите 5 конфет одного цвета и 5 конфет другого цвета. Дайте малышу разложить их в две разные кучки.

Две кучки по 5 конфет
Две кучки по 5 конфет

Пересчитайте пальцем: 5, 5, вместе 10.

Проговорите: 5 + 5 = 10.

Теперь разделим одну кучку на 1+4 (и заодно запомним: 1+4=5):

Разделили кучку на 1 + 4
Разделили кучку на 1 + 4

Переложим отделенную конфету из одной кучи в другую и проговорим:

5-1 = 4

5+1 = 6

Переложили конфету, получили 5+1
Переложили конфету, получили 5+1

Рассмотрите: в одной кучке теперь 6 конфет, а в другой - 4. Но общее количество конфет не изменилось: их всё так же 10.

Проговорите: 6 + 4 (или 4 + 6) = 10

А теперь научите малыша фокусу:

  • каждый раз, когда ты прибавляешь 1 - получается следующее по счету число
  • каждый раз, когда ты отнимаешь 1 - получается предыдущее по счету число

Смотрите, сколько "окошек" в числовых домиках выучилось за один раз!

Теперь вернем всё как было: две кучки по 5 конфет.

От одной кучки отделим 2 конфеты и проговорим: 2 + 3 (или 3 + 2) = 5.

Разделили кучку конфет на 2+3
Разделили кучку конфет на 2+3

Переложим 2 конфеты в другую кучку. Проговорим: 5 + 2 (или 2 + 5) = 7.

Переложили конфеты, получив 5+2
Переложили конфеты, получив 5+2

А теперь запомним, что 3 + 7 (или 7 + 3) = 10

Научите малыша еще одному фокусу:

  • каждый раз, когда ты прибавляешь 2 - получается число, следующее через один по счету
  • каждый раз, когда ты отнимаешь 2 - получается число, предыдущее через один по счету

Так мы "закрыли" еще целый ряд числовых окошек.

Предложите малышу, пользуясь двумя "фокусами", догадаться, сколько нужно добавить к 1 и к 2, чтобы получилось 10.

А мы, тем временем, полностью выучили

  • состав числа 10
  • состав числа 5,

буквально пару раз переложив конфеты.

Для того, чтобы полностью запомнить состав десятки, вам потребуется не больше 1 дня. Пусть малыш еще несколько раз переложит конфеты, и - для верности - можете еще решить 10 - 20 примеров устно или (лучше) письменно.

Продолжаем с парными числами

Предложите малышу съесть две конфеты из десяти и сосчитать, пользуясь "фокусом" 10 - 2.

Теперь можно продолжить со следующей парой одинаковых чисел: 4 + 4.

Точно так же: сначала выучите сам этот пример, затем

  • отделите 1 конфету и выучите 5 + 3
  • отделите 2 конфеты и выучите 6 + 2

Следом возьмите 3 + 3.

А 2 + 2 брать не обязательно, потому что малыш уже знаком с "фокусом" про пред-предыдущее число.

На их запоминание вам потребуется еще один, максимум - два - дня.

На этом у нас выучен состав всех четных чисел

Выстраиваем систему и заучиваем состав нечётных

Нарисуйте три "домика" с составом чисел: 10, 9 и 8.

Состав чисел 10 и 8 ребенок уже знает. Сразу распишите.

Расписали состав чисел 10 и 8
Расписали состав чисел 10 и 8

Я покрасила 10 и 8 в зеленый в знак того, что эти числа мы уже умеем раскладывать на слагаемые.

Число 9 обведено в красный кружок в знак того, что его предстоит еще выучить.

Начнем учить состав числа 9

Поскольку мы знакомы с "фокусом" про 1 и 2, мы легко запомним состав девятки с этими числами.

В составе числа 9 расписали прибавление 1 и 2
В составе числа 9 расписали прибавление 1 и 2

Нам нужно запомнить 3 + 6 (и 6 + 3).

Покажите ребенку, что 10 - это на 1 больше, чем 9.

  • Чтобы получить 10, мы прибавляем 7 к 3.
  • А чтобы получить 9, нам нужно прибавить к 3 на один меньше, то есть 6.

А 8 - это на 1 больше, чем 9.

  • Чтобы получить 8, мы прибавляем 5 к 3.
  • А чтобы получить 9, нам нужно прибавить к 3 на один больше, то есть 6.
Запоминаем 3+6
Запоминаем 3+6

Можно запоминать, отталкиваясь от 10 или от 8 - смотря что будет проще именно для вашего ребенка.

Запомнив 3 + 6, мы сразу же запомнили и 6 + 3.

Запоминаем 6+3
Запоминаем 6+3

Осталось выучить 5 + 4. Это на 1 меньше, чем любимый 5 + 5, и на 1 больше, чем любимый же 4 + 4.

Запоминаем 4+5 и 5+4
Запоминаем 4+5 и 5+4

Очень просто.

Выучим состав числа 7

Точно так же распишем три колонки: известные нам составы чисел 8 и 6.

Расписали состав чисел 8 и 6
Расписали состав чисел 8 и 6

Покажем ребенку, что состав семёрки с единицей и двойкой он уже отлично знает.

Расписали состав числа 7 на 1 и 2
Расписали состав числа 7 на 1 и 2

Осталось запомнить 3 + 4 (или 4 + 3): это на 1 меньше, чем любимый 4 +4 и на 1 больше, чем любимый 3 + 3.

Запоминаем 3+4 и 4+3
Запоминаем 3+4 и 4+3

Ну а состав пятёрки мы выучили еще раньше, пока перекладывали конфетки :-)

Очень легко выучилось и надолго запомнится.

_________________________

А у меня на этом всё.

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti.