Наступает декабрь, первый месяц зимы, месяц, когда нам больше всего хочется верить в чудеса, сказки и волшебство. Один из инструментов настоящей магии – конечно, театр.
Итак, куда пойдем за магией в декабре?
Магия танца, великой музыки и растущей елки: «Щелкунчик» Большого театра в кино
Нет, мы не зовем вас биться в очередях за визит на историческую сцену главного театра страны (хотя, конечно, это невероятно красиво и очень празднично!). Мы покажем знаменитый балет в редакции Юрия Григоровича в кинотеатрах более чем 70 городов.
«Щелкунчик» — для больших и маленьких детей. То есть для детей и для взрослых, которые остались детьми. Потому что если взрослый — хороший человек, то в душе своей он остается ребенком. В каждом человеке главное, самое лучшее — это то, что в нем осталось от детства», — говорил великий хореограф Джордж Баланчин, очень любивший этот балет Чайковского. И кто мы такие, чтобы спорить с Баланчиным?
С «Щелкунчика» можно и нужно начать знакомство с балетом. В этом спектакле очень много магии и настоящего сценического волшебства. Снег, растущая елка, кукла, превращающаяся в человека, загадочный чародей, летающий над сценой, зловещий мышиный король, самая настоящая битва и торжество добра и любви – пусть и оказавшееся лишь сном маленькой девочки. И музыка. Самая волшебная музыка на свете.
«Щелкунчик» появился на свет в декабре, почти 130 лет назад. И пусть с тех пор он многократно менялся, становился иногда слишком сладкой сказкой, иногда – слишком взрослой и страшной – но никогда не покидал нас надолго (и, надеемся, не покинет!) и всегда создавал и создает перед праздниками именно то настроение, которого нам так не хватает.
Магия истинного актерства: «Трилогия братьев Леман»
В 1844 году 23-летний Генри Леман, сын еврейского торговца скотом из Баварии, высадился на берега Соединенных Штатов с одним чемоданом в руках. Он поселился в маленьком городке в штате Алабама и открыл магазинчик галантереи «Г. Леман». Через несколько лет к нему присоединились братья — Эммануэль и Мейер, и фирма стала называться Lehman Brothers… В историю мировой экономики это название навсегда вошло после 2008 года, когда банкротство компании привело к грандиозному кризису, затронувшему всех и всё...
В конце декабря TheatreHD покидает спектакль-бенефис трех блистательных актеров. Спектакль сага о великом взлете и великом крахе. Спектакль - волшебная шкатулка, калейдоскоп, картинки в котором меняются с невероятной скоростью, верша историю прямо на наших глазах.
Спектакль Сэма Мендеса о знаменитом Lehman brothers, чье банкротство стало причиной мирового кризиса - вовсе не о экономике. Он о людях. С их мечтами, амбициями, страхами, любовью, ненавистью, верой и надеждой. О семьях. О традициях и новых решениях. О том, как страшно начинать и как легко оступиться, но кто не рискует… сами знаете :)
В общем, это очень человечный спектакль. И очень, очень актерский. Саймон Расселл Бил, Бен Майлз и Адам Годли даже костюмы не меняют на протяжении всего действия, но перед нами - десятки разных персонажей: мужчины, женщины, дети, старики. Эти магические превращения совершенно завораживают - как завораживает и сама история Леманов, как завораживает настоящее искусство, не приправленное никакими отвлекающими спецэффектами.
Магия великого художника: «Загадка Рафаэля»
Кажется, не было в мире художника, которого любили бы больше, чем Рафаэля! Его картины наполнены каким-то удивительным светом, изяществом и той истинной красотой, что отзывается в сердцах и душах даже у тех, кто, казалось бы, безнадежно далек от искусства. Но много ли даже те, кто всегда отличит полотна Рафаэля от работ любого другого художника, знают о человеке по имени Рафаэль Санти, покинувшем этот мир в апреле 1520 года?
К 500-летию смерти Рафаэля в Риме готовилась грандиозная выставка его произведений. Но весной она проработала всего три, потом по известным причинам все в Италии закрылось. Выставка вновь открылась на лето, но увидеть ее могли далеко не все, как минимум, из-за закрытых границ. Так что тот факт, что создатели фильма «Загадка Рафаэля» получили эксклюзивный доступ к экспозиции из более чем 200 шедевров - картин и рисунков, многие из которых были выставлены вместе впервые - подарок для на всех. Теперь мы можем попытаться разгадать «Загадку Рафаэля», увидев и услышав даже больше, чем счастливчики, посетившие саму выставку.
Магия оперных страстей: «Паяцы/Сельская честь»
В афише Мет в проекте TheatreHD - сразу два оперных спектакля «в одном флаконе». Если балеты с балетами «склеивают» довольно часто, то две оперы в один вечер - скорее из разряда непривычного. «Сельская честь» и «Паяцы» написаны разными композиторами, поставлены в разные годы и даже не в соседних театрах. Что же так прочно сплавило эти две оперы в сознании публики, что уже более ста лет они ставятся как диптих на самых разных сценах мира?
«Веризм», скажут знатоки. Две эти оперы представляют собой квинтэссенцию этого музыкального театрального стиля – гиперэмоционального, балансирующего между «правдой жизни» (само слово «правдивый», по-итальянски «vero», и дало название стилю) и преувеличенной театральностью.
Если не углубляться в терминологию, то в основе страстей в обеих операх – ревность. Отчаянная, страшная, съедающая изнутри, ведущая к непоправимым поступкам. И поводам для создания невероятно красивых опер!
Жизнь становится неотделима от сцены, как сцена – от жизни. «Сельская честь» и «Паяцы» демонстрируют, по сути, две стороны одного стиля, высвечивая один и тот же сюжет с разных сторон.
Отдельным испытанием соединение двух опер в один вечер становится для тенора, решившего исполнить главные роли в обеих. Герой-любовник, в «Сельской чести» жертва ревнивого мужа, в «Паяцах» сам должен преобразиться в ревнивого мужа-убийцу. И в обоих случаях заставить публику рукоплескать.
В постановке Мет за эту задачу берется – и отлично справляется – аргентинский певец Марсело Альварес.
Магия-фантасмагория: «Сказка последнего Ангела»
22 декабря – прямая трансляция недавней премьеры Театра Наций, уже успевшей получить высокую оценку критиков, экспертов и зрителей. Спектакль «Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего.
Скажем честно, спектакль не то чтобы рождественский - пусть название вас не обманывает. Но магия там есть – своя особая, очень причудливая, совершенно завораживающая магия.
Андрей Могучий поставил в театре Наций притчу-сказку-быль, где Иван-дурак и волшебная рукавица отлично соседствуют со школьной формой, электричкой и черными риэлторами, лихие девяностые отлично создают ощущение жути, а гигантская курица и Лия Ахеджакова с ружьем - это лишь самое начало истории.
Странно? Еще как! Страшно и смешно, как в старой детской песенке? Еще бы.
И невообразимо притягательно. Спектакль-ребус, спектакль-загадка, спектакль-приключение. История, которую невозможно рассказать и пересказать ибо у каждого на выходе она своя. Какой будет ваша?
Полностью декабрьскую афишу можно увидеть здесь