В этот период калмыки находились на стадии феодального строя, в той или иной степени осложненного пережитками патриархально- родовых отношений. Общество имело резко выраженное неравенство. Феодальная верхушка и рядовая масса калмыков. Население улусов делилось на " белую" и " черную " кость. Главная особенность феодализма в калмыцком обществе состояла в том, что кочевое хозяйство не создавало условий для образования феодальной собственности на землю.
Однако именно феодалы пользовались правом распределение кочевий по жребию на собрании представителей от улусов. Это был очень важный момент в годичном цикле кочевников.
Скот - это основа кочевой цивилизации. Калмыки разводили и крупный рогатый скот и лошадей и верблюдов и овец. И все они кормились круглый год в на пастбищах в степи . Они не строили для животных на случай непогоды никаких укрытий, а корма для зимы заготавливали крайне мало. Скот тебенеет круглый год, ( тебеневка- это пастбище) летом на одних участках, зимой на других, которые летом не используют. И на пастбище скот выгоняют по определенному порядку. Первым идет крупный рогатый скот, он съедает более высокие травы, потом лошади, они срывают их ближе к корню, а потом идут овцы, которые съедают травы почти у земли. Если выпадали глубокие снега, то это грозило катастрофой. Коровы не могут откопать растения из-под снега. И верблюды тоже этого делать не могут. Этих животных как могли в это время кормили. А вот лошади могут раскопать даже глубокий снег и найти траву. Их и овец разводить было наиболее выгодно. Теперь мне понятно, почему калмыки не прижились в Сибири.
Каждый владелец улуса заботился о том, чтобы его подвластные не лишились возможности вести хозяйство. Скотом собирали дань в пользу тайши, скотом шли расчеты по долгам, уплачивали штрафы. Продукты скотоводства давали людям и питание и сырье. Из молока кобылиц изготовляли кумыс. Шерсть овец и верблюдов шла на выделку войлока, одежды. Стада паслись на общих пастбищах под присмотром пастухов, которых выделяла и содержала община. У богатых были свои пастухи.
В конце февраля или в начале марта в благоприятный день, который указывали духовные наставники или более опытные тайши, все отправлялись на летние пастбища. Перед этим всегда проводился очистительный древний обряд. Люди и скот проходили между двумя кострами. Уже на летних пастбищах шел окот и отел. После этого начиналась доение животных и приготовление продуктов из молока. После окончания окота и отела у животных начинается весенняя стрижка овец и верблюдов. Овец стригли два раза в год, а верблюдов- один раз. Шерсть с этих великанов ( от 6 до 8 кг) снимали иногда стрижкой , а большей частью просто ее обдирали. Но не каждый великан смог такое перенести . Операция откладывалась до того момента, когда они начнут линять. Потом просто шерсть собирали. Из верблюжьей шерсти делали арканы, плели тесьму и толстые нити для крепления кибиток и сшивания войлоков. Овец перед стрижкой прогоняли несколько раз через проточную воду, а если ее не было. то их мыли водой из худука ( колодца). Весной от овцы получали 1,5 кг шерсти. Она была лучше , поэтому ее старались продать или выменять. А осенняя шла на личные нужды. Большую трудность составлял водопой животных. Если не было естественных водоемов, то приходилось заводить и обустраивать худуки. Летом основной уход заключался в пастьбе , доении и охране от волков или от воровства . Своим ходом шло обучение лошадей для верховой и упряжной езды ит.д. А вот зимой было тяжело .
Другие виды деятельности. Охота на зверя и птицу и рыболовство были популярны, но носила вспомогательный характер и только тогда, когда люди не были заняты скотом. Калмыцкое ремесло не выходило за рамки домашнего назначения. В нем преобладали такие отрасли как изготовление войлока, обработка шкур, изготовление одежды и обуви, деревянной посуды, конской сбруи, оружие. Лук и стрелы , составляли главное оснащение для войны и охоты, изготавливались в больших количествах. Металлические предметы калмыки получали путем обмена или это был ясак ( дань) , или это привозилось после набега. Набеги, хотим мы это признавать или нет, являлись важной составной кочевой цивилизации. С набегов привозили оружие и ясырей ( рабов), которых можно обменять или продать или использовать в хозяйстве.
Торговля. Для экономики калмыцкого общества очень важна торговля. В это время центрами торгового обмена калмыков с другими были- Тобольск, Тара, Тюмень. Известно, что в 1607-1609г.г. калмыки посещали Тару и беспошлинно торговали лошадьми. Главные товары, которые они поставляли и на другие рынки : скот, войлок, овчины и шерсть. А обратно везли : ткани, одежду, оружие, металлические изделия. Калмыки торговали и в Бухаре. Бухарские купцы и сами приезжали в улусы и привозили с собой на мен шатры. одежду, украшения . Они же нередко выступали посредниками в торговле русских с калмыками.
Социальный состав калмыцкого общества. На вершине были нойоны ( князья) или тайши. Ханы не упоминаются. Но и среди них тоже была иерархия. " Большие тайши" владели улусами и имели штат чиновников , знаменосцев, телохранителей и войска. Им подчинялись " младшие тайши"и зайсанги ( главы родов). Это тоже феодалы, но мелкие. Натуральное хозяйство и кочевой образ жизни не способствовали созданию прочной связи между " младшими и старшими " тайшами. Суд мог вершить только нойон. Он же и получал большую часть оброка с населения. У чиновников было много функций. Они собирали албан ( налог, оброк), следили за выполнением повинностей в пользу тайши, а также наблюдали за изменением численности скота и хозяйственной обеспеченности населения. Это было важно для благополучия улуса.
Промежуточное положение в обществе занимали тарханы ( дарханы) . Это сословие состояло из людей совершивших подвиги , а особенно спасших жизнь феодала в бою или оказавших ему неоценимую услугу. Они не выполняли повинности и не несли наказания за некоторые преступления. Звание тарханов передается по наследству.
К феодалам относились и представители высшего ламаистского духовенства. Эта религия появляется у калмыков с 1610 года.
Самая большая часть общества - это зависимое население. Но и оно тоже делилось. " Черные люди" ( хара кюн) имели свое хозяйство, скот, но были лишены права собственности на пастбища. Они выполняли повинности: платили ренту скотом и продуктами за пользование пастбищем, несли военную службу, собирали топливо для тайши, участвовали в облавной охоте, несли подводную ( транспортную) повинность. Они не могли откочевать от своего тайши ( штраф в 9 голов скота ). Их искали и возвращали.
А низшее звено калмыцкого общества - ясыри. Они были бесправны.