Дистанционное обучение вынудило вузы творчески подходить к проведению лабораторных и практических работ по естественно-научным и другим дисциплинам. Несмотря на все изощрения, качество обучения начало страдать, а многие контрольные срезы не проводились вовсе. Некоторые вузы решили вовсе не отправлять студентов-практиков на дистант.
После приказа Минобрнауки большинство вузов перевели учёбу в дистанционный формат. Исключения были сделаны для практических занятий, семинаров и лабораторных, но далеко не всеми. Сложнее всего на удалёнке стало студентам, обучение которых предполагает в основном отработку практических навыков. Вузы по-разному искали выход из положения.
Полный дистант
В Национальном исследовательском ядерном университете Московского инженерно-физического института (МИФИ) на инженерных специальностях упростили процедуру допуска к лабораторным, а сами работы перенесли на начало семестра – частичный дистант из-за случаев заражения коронавирусом в вузе внедрили с начала учебного года.
– Раньше для допуска требовалось закончить расчёт и подготовить к защите предыдущую лабораторную работу, много времени тратилось на обсуждение физических процессов. Процедуру допуска упростили, а за одно занятие теперь проводят сразу две лабораторные работы, поэтому 90 процентов контрольных к моменту закрытия уже провели, – рассказал «Октагону» студент МИФИ.
Со слов студентов, в МИФИ ещё весной составили списки студентов, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, – они могут прийти в университет и воспользоваться установками. Но большую часть экспериментов, на основе которых нужно писать работы, студентам показывают на видео. По схожему алгоритму выстроен процесс и в Московском государственном университете тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова (МИТХТ).
– Мы столкнулись с подобной проблемой раньше пандемии, когда некоторые лаборатории находились на ремонте. Изучали теорию, смотрели видео эксперимента, нам рассказывали, как это на практике делается, приводили примеры, и мы делали расчёты по данным, которые нам выдавались, – рассказала «Октагону» студентка МИТХТ.
Аналогичная ситуация и в Московском физико-техническом институте (МФТИ), и в Московском государственном университете (МГУ). По словам одного из студентов, университет записал на видео лабораторные занятия, студенты просматривают их и по результатам заполняют лабораторные журналы. Студентов старших курсов в лаборатории всё же пускают, и, помимо этого, научной работой они занимаются в РАН.
Другой собеседник с физического факультета МГУ заявил «Октагону», что лабораторных работ у них нет вовсе, дистанционно проходят только лекции и семинары.
Его слова подтвердил и ещё один студент МГУ – со старших курсов. Он пояснил, что сами работы не проводились, преподаватели давали студентам разные входные данные, якобы полученные в результате эксперимента, а студенты проводили расчёты.
Смешанный формат
В некоторых вузах решили, что без посещения лабораторий не обойтись, и перевели на дистант только лекции и семинары. Например, в указе Высшей школы экономики (ВШЭ) допускается проводить в кампусе занятия, связанные с использованием «специфического технологического оборудования». При этом студенты должны посещать университет не чаще двух дней в неделю.
Ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров в своём указе о переходе на дистант оставил студентам три недели на то, чтобы завершить практикумы, позднее добавил четвёртую.
– Лабораторные по физхимии мы проводим офлайн. Другие специальности, если лабораторные и практики можно было провести в онлайне, перевели на дистант, – рассказывает один из сотрудников УрФУ. – Но тем, кто пропустил какие-то работы из-за болезни, тяжело восстанавливать пропуски. У нас, конечно, есть видеокурс, но на технической специальности надо уметь работать руками.
Производство одного такого видео для лабораторной, по его словам, может стоить больше 400 тысяч рублей, однако 12 видео двое сотрудников кафедры сделали за свой счёт.
Смешанный формат введён и в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ). По данным администрации вуза, на дистант переведена только треть образовательных программ. По словам ректора вуза Ольги Ковтун, у первых трёх курсов лекции дистанционные, практические занятия очные. Четвёртый и пятый курсы из-за затруднённого доступа в медучреждения перешли на дистант полностью.
«Шестой курс по решению ректората и очень убедительной просьбе минздрава привлекается на практическую подготовку в поликлиники в качестве помощников врачей», – добавила ректор на встрече со студентами.
О направлении студентов в больницы ранее писал «Октагон».
Целевиков университет направил работать и средним медицинским персоналом: как заявили студенты администрации вуза, «во вред получению высшего медицинского образования в должности врача». В администрации пояснили, что вынуждены были это сделать из-за обращений муниципалитетов. Для продолжения обучения, если у студентов есть на это время, им предложили подключаться онлайн.
«Целевиков с области забирают, чтобы они закрывали дыры в городах, откуда у них целевое. Это им зачтётся за ординатуру. Вместо того чтобы ходить на операции, получать знания и опыт в хирургии, они сейчас будут сидеть на участках терапевтами».
Студентка УГМУ
Студенты уральского медвуза в разговоре с «Октагоном» высказали сомнения в принятой схеме обучения. Собеседница издания отметила, что работать в региональные больницы на участки забрали и ординаторов.
Странные предметы
В некоторых вузах существуют дисциплины, защищённые государственной тайной. Студенты не могут выносить свои записи из аудиторий, где им читают лекции. В УрФУ, например, такие дисциплины преподают студентам, обучающимся по специальностям, связанным с ядерным потенциалом.
В прошлом семестре, по словам собеседника «Октагона» из числа преподавателей, ряд закрытых курсов у студентов отменили.
– По формату это лекции, а приказ перевести их на удалёнку в данном случае означает отменить. Но так как они есть только на четвёртом курсе и в первом семестре пятого, шанс компенсировать пропуск ещё есть, – пояснил собеседник.
Как сообщили «Октагону» в пресс-службе вуза, сейчас занятия по предметам, включающим информацию с гостайной, проводится преимущественно в очном формате. Такой же режим действует и для студентов военной кафедры.
По словам директора Физико-технологического института УрФУ Владимира Иванова, зимняя сессия на некоторых специальностях института также пройдёт офлайн, поскольку материалы по некоторым дисциплинам, например, связанным с гостайной, нельзя размещать в открытом доступе.
В ВШЭ военную кафедру перевели на дистант, рассказал «Октагону» студент-младшекурсник. По его словам, даже составляющая гостайну теория доступна студентам удалённо в презентациях, которые просят никому не показывать.
Отказ от дистанта
Некоторые вузы, несмотря на убедительные аргументы Минобрнауки и возмущение студенческого сообщества, от дистанционной формы обучения всё же отказались. Так поступил, например, Санкт-Петербургский горный университет.
По словам ректора вуза Владимира Литвиненко, в результате перехода на дистант весной студенты до сих пор не ликвидировали пробелы в знаниях, снизилась их компетентность и практические навыки. Теперь тем, кто хочет учиться дистанционно, предлагают перейти на индивидуальное обучение – самостоятельное изучение теории по методичкам.
«При этом в документе о выпуске должно быть указано, какое количество времени студент получал только теоретические знания без практического навыка».
Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета
Переход на индивидуальный формат ведёт к сдаче допсессии, говорит студент горного Вадим Якушенко. Написав заявление, студент или уезжает домой, или остаётся в общежитии, но до 6 февраля не должен появляться в университете. Тот, кто уехал, по приезде должен пройти двухнедельную обсервацию. Весенний семестр начинается 6 февраля.
– В основные даты экзамены написать не получится, а дистанционно университет не собирается принимать не только экзамены, но и курсовые с зачётами. С этим багажом человек приходит 20 февраля, допсессия заканчивается 27 февраля. Я бы посмотрел на супергероев, которые за семь дней сдадут три экзамена, две курсовые и дифзачёты. Тот, кто остался, тоже не сможет сдать все работы до начала весеннего семестра, – рассказал Якушенко.
Заявления на индивидуальное обучение пишут немногие, некоторые просто предпочитают не появляться в университете без необходимости. По словам студентов, болеют не только учащиеся, но и преподаватели. Однако в университете продолжают проводить не только практические занятия, но и потоковые лекции и физкультуру.
Не перешли на дистант и вузы Татарстана. Например, в Казанском федеральном университете (КФУ), судя по соцсетям, в офлайне ведутся не только пары, но и мероприятия, однако администрация вуза заявляла, что желающие перейти на дистант студенты могут уведомить деканат и учиться удалённо с помощью Microsoft Teams. В комментариях к сообщению об этом на странице вуза в соцсети «ВКонтакте» студенты скептически отзывались об этом формате.
«Некоторые преподаватели даже видео занятий не записывают. Или выкладывают лекции в Microsoft Teams, но ставят баллы за посещение, и студент теряет 10–15 процентов баллов только из-за заботы о своём здоровье», – написал один из студентов.
В беседе с «Октагоном» учащийся КФУ подчеркнул, что студенты должны посещать университет: администрация вуза заявляет, что заболевших нет.
Консолидированная позиция
Спустя несколько дней после подписания приказа Минобрнауки о дистанте для вузов на заседании совета Российского союза ректоров министру науки и высшего образования Валерию Фалькову пришлось призывать коллег к консолидированной позиции по поводу этой меры. «Когда кто-то из вас демонстрирует особую заботу по поводу качества образования, то в обществе или в СМИ складывается впечатление, что все остальные готовы как-то пожертвовать этим качеством, а есть те, кто хранит традиции и всячески сопротивляется этому ненавистному дистанту», – заявил он.
Но министр пояснил, как можно «бороться за качество образования» в случае с дисциплинами, которые полностью или частично в дистанте реализовать нельзя.
«Либо перенести на следующий семестр эти занятия, либо, как часть из вас, сделать исключения. Надо творчески подходить, а не декларировать смешанный формат обучения».
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации
В качестве примера Фальков привёл реализацию партнёрских программ по естественно-научным или инженерно-техническим специальностям на полигонах сторонних компаний за пределами города. В Минобрнауки и Минздраве, как и в большинстве вузов, куда «Октагон» отправлял запросы, редакции не ответили.
Анна Лапина
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Facebook https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте https://vk.com/octagonmedia
Instagram https://www.instagram.com/octagomedia/