Это верно. Ларри Пейджу почти не принадлежат публичные акции Google. Так почему же кто-то думает, что этот человек богат? И почему все думают, что Google все еще его компания?
Ответ на эти вопросы заключается в самом важном различии акций, о котором большинство людей никогда не слышали: разнице между владением и контролем.
У Google есть три класса акций - A, B и C.
Класс A - 292 млн акций в собственности (42%), один голос на акцию. В апреле 2014 года они были разделены, после чего появились акции класса C.
Класс C - 345 млн акций (50%), не имеющих право голоса. В результате торгуется с небольшим дисконтом, 813 долларов против 836 долларов прямо сейчас.
Остается класс B, который недоступен для общественности. Акции класса B составляют небольшую долю собственности компании (7%), но они получают еще кое-что очень ценное: каждая акция класса B получает десять голосов. Таким образом, Пейдж, Брин и Шмидт не должны владеть обычными акциями, чтобы контролировать компанию (или, если на то пошло, владеть акциями компании на миллиарды долларов), потому что их акции класса B дают им множество голосов.
Существует 50 миллионов акций класса B, 45 миллионов из которых принадлежат Ларри Пейджу и Сергею Брину. Это означает, что два учредителя контролируют 450 миллионов голосов, в то время как публично торгуемые акции плюс оставшиеся акции B составляют 342 миллиона голосов.
Таким образом, Пейдж и Брин имеют большинство голосов только между ними двумя!
Сколько стоят их акции в долларах? Что ж, им разрешено продавать свои акции B как акции A, если они захотят, и 45 миллионов акций A будут оценены на открытом рынке в 38 миллиардов долларов. Они также владеют 40 миллионами неголосующих акций C - на 33 миллиарда долларов. Это 71 миллиард долларов на двоих.
Зачем создавать неголосующие акции класса C? Такие дополнительные акции создаются для благотворительных организаций, сотрудников и инвесторов - отдавая собственность, не отдавая контроль над компанией.
Так что в этом и заключается загадка денег Ларри Пейджа: он так ценит контроль над компанией, что создал особый класс акций с возможностью суперголосования, полностью вне публичных рынков.