Возвращаемся в Армянский переулок, чтобы поговорить об обитателях этих мест, давших переулку одно из его многочисленных названий.
Армяне поселились здесь давно. Ещё до появления боярина Артамона Матвеева и храма Николы в Столпах, в честь которых переулок назывался в разные периоды своего существования. Об этом я подробно говорила в одной из предыдущих публикаций.
Ещё Иван Грозный разрешил армянам селиться в этих местах, совсем недалеко от Кремля. Иван Грозный вообще к армянам благоволил. По летописным источникам, в составе войск Ивана Грозного во время Казанского похода были и армяне в отдельном полку, которые отважно сражались и внесли большой вклад в победу в этой войне. Есть версия, что армяне, состоявшие на службе в татарской армии, тоже помогли российским войскам. Армяне служили в артиллерийском полку татарского войска. Получив приказ стрелять по русским, армяне отказались выходить на бой. Однако их отправили на первую линию и заставили стрелять снарядами по войску царя. Под давлением армяне всё-таки начали стрелять, но только слишком высоко, поверх голов. Это очень помогло русским войскам атаковать в полную силу.
В благодарность за хорошую службу и преданность армянских воинов, Иван Грозный посвятил один из приделов в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) армянскому святому - первому армянскому католикосу Григорию Просветителю.
А также снял все налоги с армян, проживавших в Русском государстве. Таких привилегий не имели даже самые богатые и уважаемые купцы европейских стран.
Итак, благодаря царскому соизволению, армяне начали компактно селиться в районе нынешнего Армянского переулка ещё ав 16 веке. Однако именоваться Армянским переулок стал благодаря одному знаменитейшему армянскому семейству, обосновавшемуся здесь в 18 веке.
Лазаревы
Так же, как семьи Матвеевых и Милославских, армянский род Лазаревых оставил огромный след в истории переулка, Москвы, да и всей России.
Как свидетельствуют документы, родоначальник фамилии - Манук Лазарянц на рубеже 16-17 веков владел частью армянского государства, которое на тот момент оказалось разделённым на несколько территориальных образований. Постоянная борьба иранского шаха Аббаса Первого с Османской империей за территории Восточной Армении привела к тому, что множество армян из этих районов оказались в Иране.
В 1605 году Манук Лазарянц переехал в Исфахан. Сын его Лазарь сделался главным начальником над монетным персидским двором и ведал сокровищницей шаха Аббаса Второго.
Манук и Лазарь Лазарянцы считаются основателями рода армянских Лазаревых. Их потомок Лазарь Назарович, родившийся в 1700 году в Иране, начал устанавливать активные коммерческие связи с Россией ещё в 1720-х годах. В 1735 году основал шёлковую мануфактуру во Фрянове под Москвой и вскоре стал поставщиком императорского двора. В 1747 году окончательно переехал с семьёй в Россию. Став одним из богатейших московских купцов, принял русскоязычный вариант фамилии: Лазарев. В мае 1774 года, за оказанные им многие заслуги, был возведён Екатериной Второй в потомственное дворянство, с выдачей в октябре 1776 года диплома на дворянство.
Именно Лазарь Назарович в 1758 году приобрёл усадьбу, которая сегодня имеет адрес Армянский переулок, дом 2.
Как всегда, когда речь идёт о зданиях в Армянском переулке, здесь перемешиваются истории разных веков. Возможно, часть усадьбы Лазаревых изначально принадлежала семье Милославских, с чем связаны недавно открытые реставраторами палаты в правой части усадьбы. Невероятное по своей красоте здание с килевидными завершениями наличников, разорванными фронтонами и лоджией в центре должно было принадлежать весьма обеспеченной семье в XVII веке. По мнению историков, усадьба Милославских смотрела как раз в соседний Кривоколенный переулок, и поэтому вполне могла бы стать частью будущей усадьбы Лазаревых.
Сейчас эта часть здания, а также соседние хозяйственные флигели усадьбы Лазаревых находятся на реставрации.
Когда реставрация закончится, этот дворик со стороны Кривоколенного переулка должен выглядеть очень привлекательно, и краснокирпичная стена древних палат откроется во всей красе. Ждём с нетерпением, хотя нет уверенности, что всё завершится именно в сентябре 2021 года, как обещает строительный паспорт. События этого лета наверняка повлияли на график проведения работ.
Сын Лазаря Назаровича Лазарянца-Лазарева, Иван Лазаревич родился в 1735 году в Иране. Попав вместе с родителями в Россию, сделал здесь блестящую карьеру. Переехав из Москвы в Санкт-Петербург, очень быстро свёл знакомство с самыми высокопоставленными людьми. Стал придворным ювелиром Екатерины Второй. В 1774 г. назначен императрицей советником по восточным делам, затем советником Государственного банка России.
Построил многочисленные уральские металлургические заводы — чугуноплавильный, железоделательный, медеплавильный. В 1800-е годы созданная им горнозаводская система была основным поставщиком металла в стране. Кстати, обелиск во дворе усадьбы в Армянском переулке выполнен из чугуна лазаревских заводов на Урале.
Принимал участие в подготовке проекта воссоздания армянского государства под покровительством России.
"Орлов" и Лазаревский институт
Имя Лазарева связано с самым крупным алмазом Российской империи. Речь идёт о знаменитом бриллианте "Орлов". Богатая и вполне детективная история этого камня описана во многих книгах и статьях, не будем здесь на ней останавливаться. Важно то, что камень в 1768 году попал к иранскому купцу, армянину Григорию Шафрасу (в другой транскрипции - Сафрасу), который был женат на сестре уже известного нам Лазаря Назаровича Лазарева.
С того времени, когда в 1773 г. Сафрас продает алмаз своему племяннику Ивану Лазареву, и до того дня, пока алмаз не был подарен Екатерине Второй, он носил имя своего нового владельца «Лазарев» или "Лазаревский". Правда это продолжалось очень недолго. Почти сразу, в том же 1773 году, Лазарев продаёт бриллиант графу Орлову за 400 тысяч рублей.
Существуют две версии того, как именно камень попал к Екатерине Второй. Более романтическая версия утверждает, что камень императрице преподнёс её фаворит Григорий Орлов 24 ноября 1773 года на торжестве по случаю её именин.
Более прозаичная версия состоит в том, что Екатерина Вторая сама интересовалась алмазом и купила его на деньги из казны. Чтобы избежать возмущений дворян и народа и скрыть огромные затраты, она попросила Орлова помочь ей в этом и представить камень своим подарком. В пользу этой версии есть немало свидетельств: во-первых, Екатерина Вторая страстно любила драгоценные камни. Во-вторых, в XVIII веке финансовое положение знатных персон было тайной только для простого народа, в дворянской же среде объёмы капиталов и их источники были общеизвестны. Сумма за камень в 400 тысяч рублей была колоссальной, и граф Орлов просто не располагал таким состоянием.
В любом случае, посредником в этой сделке выступил Иван Лазарев.
В 1774, через год после получения камня, Екатерина повелела вставить бриллиант в навершие Императорского скипетра. А Ивану Лазареву в том же 1774 году была пожалована дворянская грамота.
Услуги короне всегда были одним из важных направлений деятельности бизнеса.
Вот он, красавец - бриллиант "Орлов". Было для чего стараться.
Огромные доходы, получаемые благодаря своей предпринимательской деятельности и близости к императорскому двору, Иван Лазарев направлял, в том числе, на широкую благотворительность.
В 1800 году он завещал брату Екиму Лазареву внести в Московский опекунский совет 200 000 рублей, чтобы со временем на проценты от них построить здание для воспитания армянских детей из бедных семей. Есть предположение, что эти 200000 рублей могли быть частью денег, вырученных от продажи бриллианта "Орлов".
Здание начали строить на территории усадьбы в Армянском переулке. Интересно, что Армянский переулок, в том числе, существующие здания усадьбы Лазаревых и строящееся здание школы для армянских детей не пострадали во время пожара 1812 года. По одной из версий, это произошло благодаря заступничеству оруженосца и телохранителя Наполеона Бонапарта - мамелюка Рустама, армянина по национальности. И уже в 1815 в свежевыстроенном правом флигеле открылось «Армянское Лазаревых училище». Воспитанники могли быть любой национальности. Конечно, преобладали армяне, но все же у Лазаревых учились Иван Тургенев, Константин Станиславский, государственный деятель Лорис-Меликов и многие другие. Обучение было платным, но каждый год набирали 40 воспитанников из неимущих семей. С них плату не брали. В 1827 году училище перешло в ведение министерства народного просвещения, и его переименовали в «Лазаревский институт восточных языков». В 1828 Лазаревы купили дом, примыкавший к правому флигелю. Там разместилась типография института. В 1830-х годах она считалась одной из лучших в Москве. Здесь печатали учебники и монографии на тринадцати языках.
Фактически до 1848 года Лазаревский институт был лишь гимназией, где преподавали армянский, персидский, турецкий и арабский языки. В 1872 приняли устав, по которому институт состоял из двух учебных заведений: «Институт» — 8 гимназических классов, в которых для армян преподавали родной язык и закон Божий по армяно-григорианскому вероисповеданию, и «Лицей» — 3 специальных класса с трехлетним сроком обучения. В Институт принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет с минимальными знаниями основ Закона Божия, чтения, письма и арифметики. Для зачисления в средний класс нужно было пройти испытание в присутствии инспектора.
После 1917 года в главном здании института открывается театральная студия под руководством Е. Б. Вахтангова, где работал его ученик Рубен Симонов.
В 1919 году Лазаревский институт преобразовали в Армянский. Затем его переименовали в Переднеазиатский институт, в 1920 — в Центральный институт живых восточных языков. 27 октября 1921 года все московские востоковедные учебные заведения слили в Московский институт востоковедения. Особняк в Армянском переулке отдали правительству Армении. Дом Лазаревых становится «Домом культуры» советской Армении. В 1953 году его закрывают, и сюда въезжает Институт востоковедения Академии наук СССР, работавший здесь до 1977 года.
В настоящее время в здании располагается посольство Армении.
Я была в Армянском переулке совсем недавно. И просто не могу не опубликовать эту фотографию. Вот так выглядело посольство Армении пару недель назад. Эти фотографии на ограде - фотографии погибших в Карабахе. Душераздирающее зрелище. Мужчины цветущего возраста, но больше всего - мальчики. Под некоторыми фотографиями - даты. На это больно смотреть. 19 лет, 20 лет, 20 с небольшим...
Мне не пришлось в эти дни пройти мимо посольства Азербайджана. Думаю, там было примерно то же самое. Если кто-то видел - напишите.
Я вспоминаю слова Мстислава Ростроповича, уроженца Баку. Когда его спросили во время предыдущей войны в Карабахе, что бы он сделал, если бы оказался там, он ответил: "Я бы встал между". К этому нечего добавить.
А я завершаю рассказ об истории одного из самых красивых зданий в Москве, но у рассказа об армянах в Армянском переулке будет продолжение. Потому что не только усадьба напоминает нам о семье Лазаревых. В Армянском переулке ещё многое связано с ними. Об этом - в следующий раз.