Сегодня - два замечательных фильма о дружбе, любви, потерях и обретении. И немножко о нашем настоящем месте в этом огромном мире.
**************
Планета Ка-Пэкс
K-PAX (2001, режиссер Иэн Софтли)
На Нью-Йоркском вокзале в толпе пассажиров материализуется мужчина средних лет (Кевин Спейси), на вид вполне обычный. Никто бы его не заметил, если бы он не бросился на помощь женщине, которую ограбили и свалили. Но поскольку он сразу показался обидчиком, его надо было хотя бы опросить, тут он и вызвал подозрение своим безмятежным поведением и немного странными ответами на вопросы.
Таким непонятным, еще и инопланетянам, прямая дорога в псиxушку. Хорошо, что врач, которому он попался – приличный человек, не так уж долго потчевал веществами. В обмен на любезность психиатр Марк (Джефф Бриджес) получил себе странного друга прота (да, с маленькой буквы, зато его родная планета пишется большими).
Заметив, что прот легко ориентируется в астрономии, Марк показывает его астрофизикам, которых тот шoкирует тем, что сразу раскладывает им по полочкам орбиты планет в его родном созвездии Лиры. В секретную информацию добавляет никому из землян не ведомые ингредиенты и уравновешивает все гипотезы.
Помимо этого, прот отлично знает землян и их образ жизни, да еще и местных псиxов обихаживает, даже где-то как-то разум им вправляет.
Суммировать все эти знания о пациенте сложно – тут или псиx, или инопланетянин, а все вместе как-то не увязывается.
В непринужденном общении Марк усматривает некие зацепки и раскручивает историю, непременно связанную с протом. Но она объясняет далеко не все.
Поначалу фильм производит впечатление такой доброй и легкой фантазии с небольшой философской окраской. Нам позволяют в очередной раз задуматься, какова на самом деле жизнь землян со стороны, какие ценности и обычаи могут вызвать интерес или недоумение чужака. Прот дружелюбен, псиxиатрия относительно щадящая, все всех пытаются понять и по возможности защитить. Но под всем этим благодушием кроется серьезная драма, из тех, что заставляют плакать видавших виды мужчин.
В итоге вышел душевный и немного парадоксальный фильм, потому что нам так и не дали полного ответа, но из-за этого история не кажется неисчерпанной. Каждый волен думать, какого же рода эскапизм задействован в сюжете.
Актерский дуэт на высоте – Спейси, жующий банановую кожуру, и Бриджес, целующий жену в плечо, как бы не в самых своих привычных амплуа, но им что угодно удается. А теплая светлая атмосфера с чудиками-псиxами почти на переднем плане склоняет к многим размышлениям, не таким уж и пессимистическим. Потому что солнечный свет – великая сила.
Правда, некоторым из-за этого требуются солнцезащитные очки. Их роль сыграли очки Боно.
**********************
Двое во вселенной
La corrispondenza
2016, режиссер Джузеппе Торнаторе
Два человека, любящие друг друга - немолодой профессор (Джереми Айронс) и студентка (Ольга Куриленко).
У него семья и наука. А она подрабатывает моделью, каскадером и не слишком ценит жизнь.
Он уезжает, и она получает от него сообщения, посылки, видео, голосовые записи. И буквально во время такого общения узнает, что его уже нет. А переписка продолжается... и не один день.
Я не знаю, и никто не знает, как лучше и как хуже.
- Когда близкий человек просто уходит, и все кончается, и остается просто отпустить его, пусть долго и трудно.
- Или когда он активно продолжается в твоей жизни, и ты перестаешь понимать, на каком свете ты и на каком он.
Эд выбрал второе - он знал, что дни его сочтены, и позаботился о том, чтобы Эми долго ощущала его присутствие. Создал систему пересылки сообщений, вовлек в эту сеть немало людей. И все получилось. Правда, он предусмотрел отмену всего процесса, на случай, если это не будет принято до конца.
И Эми, с трудом поверившая в его уход, подсела на его письма... до тех пор, пока он не задел ее за живое, и она в отчаянии не разрушила цепочку.
Если бы это было все, фильм бы не состоялся. Но Эми предстоит перешагнуть через себя, чтобы получить возможность пройти эту дорогу до конца - не очень легкий путь, но с неким светом в конце тоннеля.
Фильм - очень красивая, романтичная драма, крепко сделанная и по-своему логичная. Музыка Морриконе так вплетена в сюжет, что замечаешь не ее, а общий гармоничный сплав лиц, слов, движений, пейзажей и космоса. Того космоса, которому отдал жизнь профессор и который соединил его с Эми.
Айронс - ну что Айронс :) брутален, печален, красив.
А вот Куриленко, наверное, перешла на новый этап. Когда в кадре не просто красотка, которая в горящую избу и на скаку (хотя все это тут есть), а страдающая любящая женщина, у которой бывают опухшие от слез глаза, которой все равно, что на ней надето, потому что есть вещи поважнее, которая может поступиться гордостью и пересмотреть свои постулаты, потому что верит тому, кто лучше знает.
Наверное, фильм не слишком понравится тем, кто привык к более активным и позитивным сюжетам. А тем, кому не чужда эта тема и кому интересно думать не о самих поступках, а о том, как они вплетутся в ткань судьбы; кто способен ощутить себя песчинкой во вселенной, но песчинкой, которая для кого-то что-то значит - им, возможно, будет интересно.
*******************
Смотрели эти фильмы? Понравились?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.