Когда ребенок становится первоклашкой, на новый уровень жизни выходит вся семья. Первый год обучения в школе для ребенка является очень сложным из-за возрастающих эмоциональных, физических и интеллектуальных нагрузок.
Первостепенная задача взрослых на этом этапе оказать своему первоклашке помощь в первых робких шагах к полной самостоятельности.
Однако, я считаю, что полностью самостоятельным в возрасте 6-7 лет ребенку становиться еще рановато, хотя бытует мнение, что именно с первого класса ребенок и становится взрослым. Уже школьник, и все такое... А первоклашка - еще ребенок, которого вытащили из комфортной среды детского сада, где он просто играл, кушал, спал и получал знания, опять же в игровой форме. В новых же реалиях его усадили за парту и лишили всего, к чему он привык за 5 лет дошкольного образования.
Я по своей первоклашке вижу, что к концу третьего месяца обучения в школе она устала от повышенной психоэмоциональной нагрузки. Она стала более рассеянной, стала допускать ошибки при письме, ей стало сложнее учить устные уроки. И такая история не только у нас, многие знакомые тоже в такой же ситуации.
Поделитесь в комментариях, как Ваши первоклашки подходят к окончанию второй четверти, сталкивались ли Вы с такими проблемами? Как преодолеваете эти трудности?
Я считаю, что в этой ситуации вместо тотального контроля и строгости лучше лишний раз обнять ребенка, просто сесть почитать, а потом поговорить, обсудить прочитанное, вместе посмеяться над героями, поиграть в любимые дочерью логические игры. Все это, для отвлечения, смены рода деятельности нашей первоклашки, чтобы не получился откат и она не отказалась, не разлюбила учебу.
Навык самостоятельности развивается постепенно, а не появляется внезапно. Его развитием, в идеале, нужно заняться за год, а то и полтора да школы. При этом в ведение будущего первоклашки нужно постепенно отдавать те или иные сферы его жизни. Начать можно с личной гигиены, чтобы ребенок без напоминаний самостоятельно мыл руки, умывался, чистил зубы. Ребенок может сам убирать и застилать свою кровать, убирать игрушки, поливать цветы и выполнять другую мелкую работу по дому. С вечера он самостоятельно может готовить себе одежду на завтра. Уже перед школой можно давать дошкольнику небольшие домашние задания, которые он будет выполнять сам.
И здесь хочется вспомнить какими мы были в первом классе. А большинство детей моего поколения (я из детей семидесятых) в первом классе были полностью самостоятельными, а многие имели младших братьев или сестер, за которых несли ответственность перед родителями. И это было в порядке вещей. Когда я была в первом классе, родился мой братишка, я чем могла помогала родителям: и гулять с ним, и смесь ему готовить, и за молоком в магазин сходить. А подруга моя близкая, у которой тоже была сестренка новорожденная, воспользовавшись моментом, пока мама оставила ее охранять коляску на улице, решила эту мелкую крикушку в детский дом сдать и повезла по улице куда глаза глядят. Хорошо, что соседи увидели и вернули их обеих домой. Вот такими мы были)
С каждым годом требования жизни меняются. Современные первоклашки, естественно другие. Скажу даже больше, наша младшая кардинально отличается от старшей дочери, которая пошла в свой первый класс в 2004-м году. Общее только то, что готовили к школе одинаково, собирались в школу, активно привлекая обеих. И с первой и со второй ходили в магазины за всем необходимым вместе, советовались с ними, какой рюкзак купить, какие им нравятся канцелярские принадлежности, форма, туфли и т.д.
Еще мы стараемся всегда поощрять и хвалить своих детей за успехи, что несомненно добавляет им уверенности в своих силах, чтобы двигаться вперед и познавать мир более активно и самостоятельно.
А в трудные моменты подставляем свое плече, на которое они могут опереться. Семья всегда должна оставаться тихой уютной гаванью, где выслушают, поймут, поддержат и всегда помогут. Причем помогать - это не значит давать ребенку готовые решения. Если ребенок столкнулся с проблемой, можно начать с наводящих вопросов, дать возможность ему самому разобраться, подсказывая, но не давая ответ. Если его гложет обида, важно помочь ее прожить, разобраться в чувствах, и в дальнейшем ребенок научится справляться с этими ситуациями самостоятельно.
Я считаю, что критика и нравоучения только вредят неокрепшей психике и мировоззрению первоклашек. А как считаете Вы, нужно ли быть терпеливыми с первоклашками, или нужно приучать их к полностью самостоятельной жизни с первых дней в школе?
Подписывайтесь на канал "Психомама помоги!", ставьте лайки, задавайте вопросы и делитесь опытом в комментариях.
В следующий раз мы поговорим о развитии зрительно-пространственного восприятия у первоклашек.