Если потенциальные посредники в каком-то конфликте извлекают из него выгоду, то ситуация будет регулярно обостряться. Именно это сейчас и происходит на Южном Кавказе, пишет Миодраг Шорич.
Турция могла бы оказать сдерживающее влияние на свой "братский народ" в Азербайджане и тем самым помочь избежать эскалации конфликта в Нагорном Карабахе. Анкара, однако, с большим удовольствием его разжигает. Турецкая армия еще совсем недавно проводила совместные военные маневры с Баку, подталкивала азербайджанцев к началу кампании и даже сама угрожала Армении.
Везде, где Турция во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом выступала якобы в роли миротворца - будь то Кавказ, Сирия или Ливия, - война оказывалась не за горами. Эрдоган направляет военные корабли к берегам Греции: его не волнует солидарность с партнерами по НАТО или международное право. Его цель - превратить Турцию в независимую региональную державу, в крайнем случае - с помощью насилия. Так или иначе, Эрдоган не заинтересован в прочном мире на Кавказе.
Нет заинтересованности в политическом разрешении конфликта в Карабахе.
Об укреплении влияния - или его публичной демонстрации - речь идет и в случае России. Кремль мог бы удержать Армению от ненужных провокаций - к примеру, переселения в Нагорный Карабах христианских беженцев из Сирии. Влияние Москвы на Ереван трудно переоценить. Любое армянское правительство осознает, что безопасность страны не может быть обеспечена при отсутствии защиты со стороны ее "старшего брата" - Москвы.
Россия не только поставляет в Армению оружие, но и разместила на ее территории тысячи солдат. Тем не менее Москва не заинтересована в поиске политического решения конфликта в Нагорном Карабахе. Кремль хочет сохранить статус-кво и поддерживать хорошие отношения как с Ереваном, так и с Баку. Это позволяет России в случае конфликтов изображать из себя великую державу.
Вновь вспыхнувшая война в Нагорном Карабахе стала провалом дипломатии. Запад мало интересует конфликт на краю Европы. США отказались от своей роли мирового блюстителя порядка, а Евросоюз то не способен, то не желает взять ее на себя. В конечном счете простые люди на Кавказе расплачиваются за то, что никто не чувствует себя ответственным за их судьбу.