Найти тему
language_wizard

Как выбрать преподавателя по иностранному языку: на что ориентироваться и какие вопросы задавать

Если мы выбираем преподавателя по иностранному языку, то здравый смысл подсказывает нам, что хороший преподаватель должен

а) хорошо знать язык

б)уметь преподавать

в)иметь хорошие рекомендации

На самом деле первые два пункта проверить человеку, который не является профессионалом в данной области, будет невозможно. Более того, даже хорошие отзывы нельзя считать полноценным критерием для выбора, так как отзывы зачастую отражают отношения между учителем и учеником, а не уровень знания языка и преподавания, и зачастую люди умалчивают о негативном, и просто не знают, по каким критериям оценивать репетитора.

Многие говорят, что преподаватель и учитель – это призвание, но я бы сказала, что это профессия , предполагающая владение определёнными навыками и компетенциями, что влечёт за собой понимание происходящих на уроке процессов и умение выстраивать эти процессы так, чтобы ученик мог извлечь из этого максимальную для себя пользу.

Итак, на что обращать внимание при выборе преподавателя.

Первое. Образование. Оно должно быть профильным, т.е. в дипломе об образовании у преподавателя должно быть написано, что он является учителем (или преподавателем) иностранного языка, а не психологом или профессионалом в гостиничном бизнесе.

Это означает, что человек в ВУЗе помимо собственно языка изучал такие важные в преподавании предметы, как психология (в педагогических ВУЗах упор делается больше всего на психологию обучения), педагогика, методика обучения, которая занимает пару лет обучения .

Хороший преподаватель точно знает, чем обучение 7 летнего ребёнка отличается от обучения 12 летнего подростка, а оно, в свою очередь отличается от взрослого человека.

Также хороший преподаватель будет знать общие принципы обучения, например, что обучение идёт от простого к сложному, и имеет вовсе нелинейный характер. Язык он тоже изучает много лет и с разных сторон, и поэтому уж точно лучше любого обывателя знает, как оно происходит изнутри, а главное, что и как делать с этим языковым материалом.

Второе. Повышение квалификации. Что это такое?

Это посещение различных семинаров и вебинаров для преподавателей, чтение специальной методической и/или психологической литературы, подписки на разные каналы и иностранные издания. Туда же входят прохождение серьёзных международных экзаменов на подтверждение уровня знаний. Для английского языка – это экзамены CAE, CPE, IELTS (на балл не ниже 8), для французского – экзамен DALF.

Если человек действительно в языке и преподавании всерьёз и надолго, а не просто перебивается подработкой какой-то период своей жизни, то какие-то из вышеперечисленных вещей обязательно будут присутствовать в его послужном списке. Когда вы разговариваете с потенциальным преподавателем, можно так прямо и спросить:

- А какие методические семинары или вебинары вы посетили за последнее время? Какую методическую литературу вы читаете? Что вы делаете для поддержки своего собственного уровня в языке (например, просмотр и работа с фильмами или сериалами, чтение газет или художественной литературы, занятия с носителями и т.д.)
- Есть ли у вас какие-либо международные сертификаты? Нормально будет попросить их предъявить, если они есть.
- По каким пособиям вы работаете? Здесь должно насторожить, если преподаватель говорит, что нет хороших учебников и он работает по распечаткам, или, не дай бог, по собственной методике (потому что нет никакой собственной методики).

Исключения составляют либо очень узкие и специфичные запросы у клиента, либо очень высокий уровень владения языком у студента, когда для работы подходят только аутентичные материалы.

Если преподаватель посещает методические вебинары или семинары, если он сдаёт международные экзамены, то вы должны знать, что он вкладывается в эту профессию материальными и временными ресурсами.

Чтобы, например, подготовиться к экзамену CPE нужно не меньше полугода кропотливой и время затратной работы, а сдать сам экзамен стоит 12 000; вебинары в школе Language Link, например, стоят от 1800 до 30 000 рублей, и включают в себя совершенно разные аспекты, от подготовки к экзаменам до лексического подхода в обучении языку.

Есть ещё более затратные вещи, как, например, CELTA – certificate in teaching English to speakers of other languages – он стоит около 100 000 рублей, и предполагает серьёзную подготовку и месяц практического выпадения их жизни. Это, является, несомненно плюсом, но тут надо иметь в виду, что далеко не всем преподавателям, особенно из регионов, под силу пройти такие дорогостоящие вещи, и отсутствие CELTA не говорит вовсе о непрофессионализме того или иного преподавателя.

Что НЕ стоит спрашивать преподавателя

- По какой методике вы работаете? Вы всё равно скорее всего не знаете ничего ни о методике преподавания, ни об особенностях преподавания языка. Если вам скажут, что я работаю по коммуникативной методике, вы, скорее всего, не будете знать, что на самом деле это означает и с чем это всё едят.

- Были ли вы заграницей? Этот вопрос тоже не имеет особого смысла, потому что недолгая стажировка в страну изучаемого языка почти ни о чём не говорит, особенно если это было давно. Значение в нашем мире имеет скорее постоянное поддержание языка, и это можно сделать далеко не только живя за границей.

А как вы находите преподавателей по языку? На что ориентируетесь?