Найти тему
СЛОВО

Рассуждение

очется сказать пару слов о том, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек. 1:18). Иногда ко мне обращаются с вопросами о том, надо ли вообще соблюдать Рождественский пост. Еще чаще такие вопросы звучат в интернете — от образованных людей. Конечно, я вижу только хорошее в том, что люди стремятся больше узнать о своей вере, развиваются, читают не только благочестивые брошюрки, но и серьезные книги по истории Церкви. Но так же как мирскими знаниями нужно еще уметь воспользоваться на практике, знания из области богословия и церковной истории нужно правильно применить в христианской жизни.

Да, ни Господь, ни апостолы, ни древние учителя Церкви ничего не знали о Рождественском посте. Это очень поздняя монашеская традиция, утвердившаяся в XI веке в константинопольских монастырях, а потом усилиями константинопольских же патриархов распространенная и на мирян. На Руси же она установилась с самого начала, поэтому для нас строгий Рождественский пост — это что-то родное и близкое. И все же многие наши современники, делают, казалось бы, логичный вывод: раз в древности поста не было, значит, он и не обязателен. Мне эта логика не очень понятна.

Мало ли чего не было в I веке при апостоле Павле, в IV веке при Иоанне Златоусте. Не было не только постов, но и многих любимых всеми церковных праздников, например, Покрова Богородицы. Литургия была проще, великие византийские поэты еще не написали для нее своих канонов и кондаков. Не было изящных богословских формул, ИКОН не было, Софии Киевской, церкви Покрова на Нерли, знаменного распева и много чего еще. Но аргумент от древности неправилен не только поэтому.

В обычной жизни, применяя знания, мы руководствуемся чаще всего не тем, насколько они древние, а той пользой, которую, как мы точно знаем, они приносят. Иначе мы бы до сих пор ездили на колесницах вместо автомобилей и лечились бы заклинаниями шамана вместо аспирина. Уже тысячелетний церковный опыт показывает, что длительный пост перед Рождеством исключительно полезен и для души и для тела.

Разумеется, если поститься с рассуждением, консультируясь с духовником. Впрочем, рассуждение должно быть постоянным спутником христианина.