Найти тему

Княгиня Ольга. P.S. Судьба.

Н.М. Карамзин, в русле концепции норманнизма, высказал предположение, что воспитатели сына Ольги Святослава, знатные варяги Асмуд и Свенельд, были теми лицами, с помощью которых Ольга, вероятно, "овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами" [История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. VI, с. 57].

С другой стороны, именно с времени правления княгини Ольги началась славянизация древнерусской правящей норманнской элиты. Одной из жен Святослава была Малуша. По Нестору Малуша была славянкой, ее отец был Малк Любечанин, а братом известный новгородец Добрыня [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 68]. Есть версия, что Добрыня был сыном последнего родового князя древлян Мала. Малушу забрала себе ключницей княгиня Ольга [1]. По другой версии, Малуша была дочерью древлянского князя Мала, княгиня Ольга обратила ее в рабыню, т.е. сделала малою, малушей [Никитин А. Аз, Святослав, князь русский. Наука и религия. №9 - М., 1991. c. 43]. От брака Святослава с Малушей родился князь Владимир – будущий креститель Руси. Клеймо "робичич" - сын рабыни – сопровождало Владимира в течение всей его жизни. В.Н. Татищев, стоящий на позициях болгарского происхождения Ольги, пишет, что она сама "будучи происхождения славянского, славянам преимущества и имена славянские сыну и внучатам дала, а варяжские и сарматские уничтожила» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, пр.106, c. 383].

Ольга скончалась в 969 году в глубокой старости, по летописцу в Киеве, завещая похоронить себя по христианскому, но, не языческому обряду: «не творите трызны над собою» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 66]. В Степенной книге митрополиты Киприан и Макарий сообщают, что Ольга обратилась с предсмертной просьбой к Святославу прося похоронить ее: «равно со землею. Могилы же надо мною да не дерзнет никто же сыпати [2]... исполни завѣть мой» [Книга Степенная царского родословiя. ПСРЛ, том 21 - СПб., 1908, c. 24]. Святослав выполнил волю матери.

Смерть, оплакивание и погребение Ольги (миниатюра из Радзивилловской летописи)
Смерть, оплакивание и погребение Ольги (миниатюра из Радзивилловской летописи)

Где была погребена Ольга летописец не сообщает, хотя описывает места погребения других киевских князей – Аскольда, Дира, Олега. В 1007 году внук Ольги князь Владимир перенес мощи блаженной княгини в киевскую Десятинную церковь пресвятой Богородицы. Иаков Мних (†1072) в сочинении "Памяти и похвале Владимиру" писал: «Бог прослави тело рабы Своей Олены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней» [Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. – М., 1994-1996, c. 419]. Возле мощей блаженной Ольги начались чудеса и исцеления.

«Память и похвала Владимииру» дошла до нас в списках XV-XVII вв. По Иакову Мниху: «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено - да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому - толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб» [Там же, c. 419].

Понятно, что мало кто из людей в толпе паломников прильнувших к оконцу в гробе Ольги, признавался, что ничего не видит в темноте гроба. Ослепленные религиозным экстазом люди зрели «светящееся яко солнце» тело блаженной Ольги, а недужные «исцелялись». На радость монашествующей братии росли толпы страждущих к гробу Ольги, множились церковные вклады и пожертвования. Хотя, по существу, это культовое действие являло собой глумление над прахом княгини Ольги и ее посмертной волей быть похороненной равно с землею.

Следует отметить, что в древнейших летописях Лаврентьевской и Ипатьевской, а также в своде Никоновской летописи под 1007 г. сообщается: «Перенесени святии въ святую Богородицю» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 127]. но о самих святынях ничего не говориться. По Софийской летописи в 1007 году вообще ничего не было.

2 января 1204 года произошло невиданное злодеяние в истории древней Руси. Сын Андрея Боголюбского Рюрик с князьями Ольговичами «не жалея казны своей, не жалея отечества, наняли множество половцев и взяли приступом Киев. Варвары опустошили домы, храм Десятинный, Софийский, монастыри; умертвили старцев и недужных; оковывали цепями молодых и здоровых; не щадили ни знаменитых людей, ни юных жен, ни священников, ни монахинь…. Город пылал, везде стонали умирающие, невольников гнали толпами. Киев никогда еще не видел подобных ужасов в стенах своих» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. III, гл. III, с. 216]. Были разграблены могилы древних князей, с праха которых глумливо содрали одежды: «И створися велико зло в Русстѣи земли, якого же зла не было отъ крещенья надъ Кые-вемъ… и порты блаженыхъ первых князей, еже бяху повеѣшали в церквахъ святых, на память собѣ, то положиша все собѣ в полонъ… положиша трупие рабъ твоихъ брашно птицамъ… пролияша кровь ихъ аки воду». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 397-398]. Отныне Киев навсегда перестал быть политическим центром древней Руси.

6 декабря 1240 года, в день святого чудотворца Николы несметное войско Орды ворвалось в Киев: «одна часть народа заперлась в церкви, другие же бились с Татарами» [Костомаровъ Н.И. Историческiе монографiи и исследованiя. Том 1. - СПб., 1863, c. 193]. По словам очевидца Плано Карпини: «Из десятков тысяч домов в Киеве осталось едва ли 200 домов, а людей их держат в тяжком рабстве» [Iоаннъ де Плано Карпини. Исторiя Монгаловъ. Вильгельмъ де Рубрукъ. Путешествiе въ восточныя страны. – СПб., 1911, c. 25], жившие завидовали спокойствию мертвых.

Монголы осквернили древние могилы Ольги, Владимира, Ярослава - варвары давили княжеские черепа и кости, втаптывая их в грязь. Почитаемая гробница Ольги была засыпана. Древний Киев исчез навсегда, спустя столетия являя собой жалкие развалины.

Руины Киева после ордынского погрома
Руины Киева после ордынского погрома

При раскопках руин древней Десятинной церкви в 30-х годах XVII века погребение княгини Ольги вновь «открыл» Киевский митрополит Петр с весьма характерным именованием Могила.

В XVIII столетии могила Ольги вновь была загадочно сокрыта. Вековые раскопки на месте древней Десятинной церкви сопровождались непрерывными слухами, что могилу блаженной Ольги вот-вот найдут.

В 1939 г. экспедиция ленинградского ученого М. Каргера обнаружила тайники на месте руин древнего храма. В одном из них лежал женский скелет и украшения из золота. Появилась версия, что это могила Ольги. По мнению археологов, это абсолютная бессмыслица, никакой княгини Ольги там нет. Пока одной из самых интересных находок называют два кирпича с нацарапанными на них буквами "c" и "Н", которые, за не имением ничего более существенного, претендуют на звание самой древней рукописной славянской надписи.

Среди нескольких уцелевших в Киеве саркофагов, относимых к эпохе Киевской Руси X в., имеются два шиферных: один из них находится в Киевском Историческом музее, другой, найденный в раскопах Десятинной церкви, - в Государственном архитектурно-историческом заповеднике "Софийский собор". Оба они представляют собой каменные ящики с прямыми стенками и крышкой, довольно примитивно изготовленные и не имеющие никаких знаков или рельефов. Отсутствие знака креста показывает, что в них погребали князей или дружинников еще до принятия христианства.

Три других саркофага, экспонированные в Софийском соборе, представляют не только исторический, но и художественный интерес. Первый из них - шиферный, также из Десятинной церкви - был найден Б. В. Фармаковским и Д. В. Милеевым в 1908 г. Покрывающий его орнамент и вся его композиция имеют ярко выраженный византийский характер.

Саркофаг датируется X-XI вв. Он являет собой по композиции как бы жилище, дом, сложенный из семи скрепленных отдельных плит, крытый двускатной кровлей. Укоренилось расхожее мнение, что в этом саркофаге якобы была похоронена блаженная княгиня Ольга. Действительно, в саркофаге был обнаружен женский костяк . Однако, по Иакову Мниху, Ольга была положена во «гроб камен, мал», в котором «наверху гроба оконце сотворено», дабы можно было лицезреть благоверную княгиню. В данном же саркофаге никакого «оконца» нет, да и по размерам он отнюдь не маленький.

 Киевский шиферный саркофаг X-XI вв.
Киевский шиферный саркофаг X-XI вв.

[1] Славянская энциклопедия. т. 1, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2003, с. 365. [2] Могилы надо мной не сыпать - не насыпать над могилой языческий
курган.

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.