Н.М. Карамзин, в русле концепции норманнизма, высказал предположение, что воспитатели сына Ольги Святослава, знатные варяги Асмуд и Свенельд, были теми лицами, с помощью которых Ольга, вероятно, "овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами" [История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. VI, с. 57].
С другой стороны, именно с времени правления княгини Ольги началась славянизация древнерусской правящей норманнской элиты. Одной из жен Святослава была Малуша. По Нестору Малуша была славянкой, ее отец был Малк Любечанин, а братом известный новгородец Добрыня [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 68]. Есть версия, что Добрыня был сыном последнего родового князя древлян Мала. Малушу забрала себе ключницей княгиня Ольга [1]. По другой версии, Малуша была дочерью древлянского князя Мала, княгиня Ольга обратила ее в рабыню, т.е. сделала малою, малушей [Никитин А. Аз, Святослав, князь русский. Наука и религия. №9 - М., 1991. c. 43]. От брака Святослава с Малушей родился князь Владимир – будущий креститель Руси. Клеймо "робичич" - сын рабыни – сопровождало Владимира в течение всей его жизни. В.Н. Татищев, стоящий на позициях болгарского происхождения Ольги, пишет, что она сама "будучи происхождения славянского, славянам преимущества и имена славянские сыну и внучатам дала, а варяжские и сарматские уничтожила» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, пр.106, c. 383].
Ольга скончалась в 969 году в глубокой старости, по летописцу в Киеве, завещая похоронить себя по христианскому, но, не языческому обряду: «не творите трызны над собою» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 66]. В Степенной книге митрополиты Киприан и Макарий сообщают, что Ольга обратилась с предсмертной просьбой к Святославу прося похоронить ее: «равно со землею. Могилы же надо мною да не дерзнет никто же сыпати [2]... исполни завѣть мой» [Книга Степенная царского родословiя. ПСРЛ, том 21 - СПб., 1908, c. 24]. Святослав выполнил волю матери.
Где была погребена Ольга летописец не сообщает, хотя описывает места погребения других киевских князей – Аскольда, Дира, Олега. В 1007 году внук Ольги князь Владимир перенес мощи блаженной княгини в киевскую Десятинную церковь пресвятой Богородицы. Иаков Мних (†1072) в сочинении "Памяти и похвале Владимиру" писал: «Бог прослави тело рабы Своей Олены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней» [Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. – М., 1994-1996, c. 419]. Возле мощей блаженной Ольги начались чудеса и исцеления.
«Память и похвала Владимииру» дошла до нас в списках XV-XVII вв. По Иакову Мниху: «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено - да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому - толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб» [Там же, c. 419].
Понятно, что мало кто из людей в толпе паломников прильнувших к оконцу в гробе Ольги, признавался, что ничего не видит в темноте гроба. Ослепленные религиозным экстазом люди зрели «светящееся яко солнце» тело блаженной Ольги, а недужные «исцелялись». На радость монашествующей братии росли толпы страждущих к гробу Ольги, множились церковные вклады и пожертвования. Хотя, по существу, это культовое действие являло собой глумление над прахом княгини Ольги и ее посмертной волей быть похороненной равно с землею.
Следует отметить, что в древнейших летописях Лаврентьевской и Ипатьевской, а также в своде Никоновской летописи под 1007 г. сообщается: «Перенесени святии въ святую Богородицю» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 127]. но о самих святынях ничего не говориться. По Софийской летописи в 1007 году вообще ничего не было.
2 января 1204 года произошло невиданное злодеяние в истории древней Руси. Сын Андрея Боголюбского Рюрик с князьями Ольговичами «не жалея казны своей, не жалея отечества, наняли множество половцев и взяли приступом Киев. Варвары опустошили домы, храм Десятинный, Софийский, монастыри; умертвили старцев и недужных; оковывали цепями молодых и здоровых; не щадили ни знаменитых людей, ни юных жен, ни священников, ни монахинь…. Город пылал, везде стонали умирающие, невольников гнали толпами. Киев никогда еще не видел подобных ужасов в стенах своих» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. III, гл. III, с. 216]. Были разграблены могилы древних князей, с праха которых глумливо содрали одежды: «И створися велико зло в Русстѣи земли, якого же зла не было отъ крещенья надъ Кые-вемъ… и порты блаженыхъ первых князей, еже бяху повеѣшали в церквахъ святых, на память собѣ, то положиша все собѣ в полонъ… положиша трупие рабъ твоихъ брашно птицамъ… пролияша кровь ихъ аки воду». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 397-398]. Отныне Киев навсегда перестал быть политическим центром древней Руси.
6 декабря 1240 года, в день святого чудотворца Николы несметное войско Орды ворвалось в Киев: «одна часть народа заперлась в церкви, другие же бились с Татарами» [Костомаровъ Н.И. Историческiе монографiи и исследованiя. Том 1. - СПб., 1863, c. 193]. По словам очевидца Плано Карпини: «Из десятков тысяч домов в Киеве осталось едва ли 200 домов, а людей их держат в тяжком рабстве» [Iоаннъ де Плано Карпини. Исторiя Монгаловъ. Вильгельмъ де Рубрукъ. Путешествiе въ восточныя страны. – СПб., 1911, c. 25], жившие завидовали спокойствию мертвых.
Монголы осквернили древние могилы Ольги, Владимира, Ярослава - варвары давили княжеские черепа и кости, втаптывая их в грязь. Почитаемая гробница Ольги была засыпана. Древний Киев исчез навсегда, спустя столетия являя собой жалкие развалины.
При раскопках руин древней Десятинной церкви в 30-х годах XVII века погребение княгини Ольги вновь «открыл» Киевский митрополит Петр с весьма характерным именованием Могила.
В XVIII столетии могила Ольги вновь была загадочно сокрыта. Вековые раскопки на месте древней Десятинной церкви сопровождались непрерывными слухами, что могилу блаженной Ольги вот-вот найдут.
В 1939 г. экспедиция ленинградского ученого М. Каргера обнаружила тайники на месте руин древнего храма. В одном из них лежал женский скелет и украшения из золота. Появилась версия, что это могила Ольги. По мнению археологов, это абсолютная бессмыслица, никакой княгини Ольги там нет. Пока одной из самых интересных находок называют два кирпича с нацарапанными на них буквами "c" и "Н", которые, за не имением ничего более существенного, претендуют на звание самой древней рукописной славянской надписи.
Среди нескольких уцелевших в Киеве саркофагов, относимых к эпохе Киевской Руси X в., имеются два шиферных: один из них находится в Киевском Историческом музее, другой, найденный в раскопах Десятинной церкви, - в Государственном архитектурно-историческом заповеднике "Софийский собор". Оба они представляют собой каменные ящики с прямыми стенками и крышкой, довольно примитивно изготовленные и не имеющие никаких знаков или рельефов. Отсутствие знака креста показывает, что в них погребали князей или дружинников еще до принятия христианства.
Три других саркофага, экспонированные в Софийском соборе, представляют не только исторический, но и художественный интерес. Первый из них - шиферный, также из Десятинной церкви - был найден Б. В. Фармаковским и Д. В. Милеевым в 1908 г. Покрывающий его орнамент и вся его композиция имеют ярко выраженный византийский характер.
Саркофаг датируется X-XI вв. Он являет собой по композиции как бы жилище, дом, сложенный из семи скрепленных отдельных плит, крытый двускатной кровлей. Укоренилось расхожее мнение, что в этом саркофаге якобы была похоронена блаженная княгиня Ольга. Действительно, в саркофаге был обнаружен женский костяк . Однако, по Иакову Мниху, Ольга была положена во «гроб камен, мал», в котором «наверху гроба оконце сотворено», дабы можно было лицезреть благоверную княгиню. В данном же саркофаге никакого «оконца» нет, да и по размерам он отнюдь не маленький.
[1] Славянская энциклопедия. т. 1, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2003, с. 365. [2] Могилы надо мной не сыпать - не насыпать над могилой языческий
курган.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.