Найти тему
Слова и музыка Матецкого

БАРАБАНЩИК THE DOORS ВЫПУСТИЛ НОВУЮ КНИГУ

Барабанщик The Doors Джон Денсмор (John Densmore) недавно выпустил новую книгу. Она называется “The Seekers: Meetings with Remarkable Musicians (And Other Artists)” («Искатели: Встречи с выдающимися музыкантами (и другими Художниками)»). Книга вышла в издательстве Hachette Books 17 ноября. Вот её обложка.

-2

Книга, как следует из названия, представляет собой не столько мемуары или автобиографию, сколько исследование творческого процесса, причём в некоем расширительном аспекте.

Денсмор не скрывает, что на написание книги его вдохновил знаменитый философ и мистик Георгий Иванович Гурджиев (G.I.Gurdjieff). Его книга 1927 года “Meetings With Remarkable People” («Встречи с выдающимися людьми») не только инициировала название книги Денсмора, но и помогла «собрать свою собственную группу, которую мне хотелось бы назвать особыми музыкальными мастерами – я имею в виду людей, которые достигли мистической судьбы с помощью звука». Далее Денсмор говорит: «Как и мои коллеги, я чувствую, что «слышу мир». Единственная постоянная нить в моей жизни - это музыка. Она меня подпитывала и подпитывает энергией».

В книге Денсмора представлены рассказы и размышления о самых разных музыкантах, включая Элвина Джонса (Elvin Jones), Лу Рида (Lou Reed), Джанис Джоплин (Janis Joplin), Рави Шанкара (Ravi Shankar), Боба Марли (Bob Marley) и Патти Смит (Patti Smith). Отдельное внимание Денсмор уделил своим взаимоотношениям с матерью: он детально рассказывает о её влиянии на его творческую жизнь. Также в книге упомянут и первый школьный учитель музыки барабанщика The Doors.

И, конечно же, книга содержит истории, которые касаются его коллег по группе Doors.

-3

В первую очередь Денсмор уделяет внимание Джиму Моррисону (Jim Morrison) и Рэю Манзареку (RayManzarek).

-4

Глава о Манзареке названа «Импровизация», и Денсмор много говорит в ней о той спонтанной музыкальной связи, которая возникала у него с клавишником во время концертов и работы в студии. Денсмор - в том числе - вспоминает момент, когда они с Манзареком заперлись в студии, чтобы впервые поиграть вместе. Также он подробно описывает, как развивалась уникальная ритм-секция Doors. Дело в том, что музыканты решили не брать в группу традиционного бас-гитариста, а вместо этого посчитали, что левая рука Манзарека сможет отвечать за басовые партии. Для этого была куплена специальная клавиатура. Правая же рука Манзарека должна была играть органные партии, то есть нести ответственность за весь гармонический подклад.

Посмотрите на снимке, как выглядело «рабочее место» Манзарека.

-5

«Играть левой рукой партию баса Рэю, конечно же, было трудно, но он с этим прекрасно справлялся. Мы с ним создавали нужный грув – совсем так же, как это делали бы басист и барабанщик», - рассказал недавно Денсмор изданию Rolling Stone. - «Когда Рэй играл соло на органе правой рукой, он, правда, иногда немного прибавлял темп. Мне приходилось его сдерживать».

Джон Денсмор в книге много рассуждает о том, за счёт чего удавалось создавать особое звучание группы. И, конечно же, помимо их с Манзареком игры, он вспоминает и вокал Моррисона, и гитару Роберта Кригера (Robert Krieger). Барабанщик выделяет в репертуаре The Doors такие классические песни, как “Light My Fire”

и “Riders On The Storm”.

Он также поделился с RS еще двумя своими фаворитами. Так, он охарактеризовал соло Манзарека в песне “Love Street” как «тихое, совсем не кричащее, но каждый раз заводящее и волнующее – из-за того, что главная фраза в ней такая сильная, точная и одновременно расслабленная».

Действительно, эта песня имеет какое-то магическое свойство погружать слушателя в свою атмосферу. Необычно звучащая сетка /Am /G /Gm /F / "помещает" песню в какое-то особое место между минором и мажором.

О песне “When the Music’s Over” Денсмор говорит так: «Рэй отлично отыгрывает динамику – то звучит громко, то тихо. Но он ещё и умудряется найти массу оттенков между громким и тихим. И я иду вслед за ним - барабаны играют то пианиссимо, до разгоняются до троекратного форте. И эта динамика меня очень радует!».

Денсмор в книге весьма откровенно рассказывает о том, как его отношения с Манзареком испортились в те годы, когда они решали, как лучше и правильней "чтить наследие The Doors". Надо отметить, что Денсмор ранее подробно описал эту вражду в книге   “The Doors: Unhinged” («Двери: Сорванные с петель»), вышедшей в 2013 году.

-6

В новой книге Денсмор трогательно вспоминает об их примирении с Манзареком незадолго до его кончины в 2013 году.

-7

Барабанщик говорит, что с тех пор его уважение к личности и музыкальности своего бывшего коллеги по группе только усилилось. «Наверное, наша взаимная любовь к джазу повлияла на нашу дружбу», - пишет Денсмор. – «У нас были одни и те же джазовые наставники. Мне кажется, что джазовые музыканты по своей натуре более духовны, так как они постоянно в поиске – пример тому пластинка Джона Колтрейна (John Coltrane) “A Love Supreme”. То, что у Doors получилось сделать что-то большее, чем поп-песни, связано с тем, что между нами была сильная духовная связь. Наверное, она и была нашей основной победой. И сегодня The Doors входят в тот немногочисленный «клуб» артистов, чьё творчество выходит за рамки времени».