Здравствуйте. В этой статье поговорим о командующем ВВС Западного военного округа. Иван Иванович Копец родился в 1908 году. В 1928 году окончил Ленинградскую теоретическую летную школу, а в 1929 году Качинскую военную авиационную школу. С сентября 1936 по июль 1937 принимает участие в войне в Испании. В ходе которой лично сбил шесть самолетов противника. За эти бои награжден Звездой Героя Советского Союза, Орденом Ленина и Орденом Красного Знамени. Примечательно, что в Испанию Копец улетал старшим лейтенантом, а вернувшись стал полковником. Случай не исключительный. Летчики после Испании, круто поднимались по карьерной лестнице. После участвовал в финской войне (лично летал), награжден Орденом Ленина. К первому дню Великой Отечественной войны генерал-майор Копец - командующий ВВС Западного округа.
Что из себя представляла авиация Западного военного округа (только Западного подчеркиваю)? Под командой генерала было 1909 самолетов (в основном устаревших). Новых истребителей Як и Миг было всего 297. Тяжелых бомбардировщиков ТБ-3: 93 самолета. Весной 1941 года части НКВД начали ремонт и строительство аэродромов одновременно (в основном бетонирование ВПП). Авиация Западного военного округа была сосредоточена всего на 26 аэродромах. Стояли фактически крыло к крылу, представляя собой очень легкую мишень. Кроме того немцы проводили авиаразведку практически беспрепятственно. Расположение наших аэродромов было хорошо известно врагу.
В три часа утра Люфтваффе силами более 1000 бомбардировщиков нанесли удар по советским аэродромам. Авианалет был повторен трижды в течение дня. Так только на аэродромах было уничтожено 528 самолетов. Всего потеряно 738. Это только в первый день войны (!!!). Примечательно, что два аэродрома подверглись обстрелу гаубичной артиллерией. Так они были близко расположены к границе. Что же делает генерал Копец? Командующий отправляет бомбить механизированные колонны противника, тяжелыми бомбардировщики (практически без прикрытия). Это были 12-й и 13-ая авиадивизии, и 3-й дальнебомбардировочный корпус. Потери были огромными. Только 13-ая авиадивизия потеряла в ходе этой операции 68 самолетов.
Но были и отдельные успехи. Так 127-ой авиаполк успел перебазироваться на аэродром под Гродно, о котором немцы не знали. И в первый день летчики полка сбили 20 самолетов противника (по неподтвержденным данным 27). Сами при этом потеряли 14 машин. Всего за первый день войны наши пилоты сбили примерно 300 самолетов противника (это по всем фронтам). Таких потерь у немцев еще не было.
Облетев разбитые аэродромы на истребителе и оценив величину потерь, генерал Копец застрелился (вечером 22 июня). Есть версия, что он был арестован и жизнь его прервалась месяцем позже. Но эта версия не подтверждается документально. Ну и косвенно это опровергается тем, что супруга Ивана Ивановича до конца жизни получала пенсию за мужа. Итак, подведем итог. Советская авиация получила сокрушительный удар, но не была разбита полностью. Хоть господство в воздухе было у фашистов, но наши летчики продолжали доблестно сражаться. Были успешные воздушные бои и истребителей и также хорошей результативностью отличались ночные бомбардировки.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©