Илья Сергеевич Глазунов - один из самых известных русских художников последних 30 лет. Помимо непосредственно художественной деятельности, Глазунов много занимался административной работой - он был ректором основанной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Художник, обласканный властью
Родился будущий художник в 1930 году в Ленинграде. Его отец был историком, мама - домохозяйкой. В годы войны в блокадном Ленинграде 12-летнему мальчику пришлось пережить страшное: от голода погибли его мать, отец, бабушка и многие другие родственники. В 1942 году Илью вывозят из Ленинграда по "Дороге жизни" через замерзшее Ладожское озеро.
Два года мальчик жил в детском доме неподалеку от Новгорода. После того, как блокада была снята, Илья вернулся в Ленинград, где закончил школу, а затем поступил в Лениградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.
После завершения учебы, Глазунова по распределению отправили в город Ижевск, где он некоторое время работал учителем рисования. Позднее Илья переводится в Иваново, а затем - В Москву.
В столице художник знакомится со знаменитым поэтом Сергеем Михалковым, который, по сути дела, взял шефство над Глазуновым. Именно Михалков помог Илье Сергеевичу организовать свою первую выставку в ЦДХ. Выставка прошла в феврале 1957 года, и имела серьезный успех.
В 1978 году художник представил в Москве свою новую работу "Мистерия 20 века", однако вскоре выставка с этим полотном была закрыта с формулировкой: "Картина Глазунова противоречит официальной идеологии советского государства". Глазунов очень любил рассказывать об этом случае, когда обличал коммунистов.
После закрытия выставки, Глазунов больше времени начинает уделять преподавательской работе. В 1978 г. он набирает студентов в свой семинар в МХИ им. Сурикова. В 1987 г. Глазунов создает свое главное детище - Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Использование слова "Российскую" вместо "Всесоюзную" стало вызовом Глазунова к тому моменту уже безнадежно отмирающей советской власти, а также обозначением его политико-социальной позиции: Глазунов был сторонником монархии, выступал за возвращение сословий и против всеобщего равенства прав. Своей мечтой художник называл тот день, когда коммунистов начнут "вешать на фонарях".
В ельцинские и путинские времена Глазунов был обласкан властью и пользовался огромным авторитетом в "высоких кабинетах". При этом, его творческие успехи вызывали все больше сомнений как у специалистов, так и у публики.
В 2004 году в центре Москвы с большой помпой была открыта Московская государственная картинная галерея И. Глазунова - редкий художник при жизни удостаивался такой чести.
Умер Илья Сергеевич в 2017 году от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Имитатор Глазунов
Но вот настало время вывести на сцену второго героя моей статьи. Это писатель Сергей Есин, опубликовавший в 1985 году в журнале "Новый мир" свой роман "Имитатор", в главном герое которого, художнике Семираеве, читатели без труда узнали Илью Глазунова. Более того, узнал себя в главном герое книги и Илья Сергеевич, который в шутку (а может и не в шутку), грозился переломать Есину руки на одном из приемов в мэрии Москвы.
Семираев - малоталантливый, но чрезвычайно амбициозный и "прошаренный" художник, осознающий свою посредственность, но нашедший "рецепт" столь вожделенной славы - интригантство, а также подхалимаж власть предержащим и написание их портретов.
Активно подхалимничая, Семираев получает выставки в Москве, быстро зарабатывая репутацию мастера.
Впрочем, назвать Семираева совсем бездарным нельзя - у него есть дар копииста, дар имитатора. Он втайне пользуется фотографиями при своей работе, о чем знают только близкие члены его семьи. В живописи Семираев - каллиграфист, собственной художественной мысли он не имеет.
Имитируя творчество, строя козни и подхалимничая, Семираев добивается таких высот, о которых и мечтать не могли его несравнимо более талантливые однокурсники, большинство из которых бросили рисовать или вовсе спились.
Однако, при всем своем успехе в профессии, Семираев несчастен. Его жена сходит с ума и кончает с собой (кстати сказать, супруга Глазунова Нина Бенуа также покончила с собой). Усугубляется ситуация глубоким конфликтом с дочерью, также художницей. Дочь узнает о фотолаборатории отца и грозится разрушить все его столь тщательно выстраиваемое художественное королевство - на самом же деле, одну большую имитацию творчества.
В конце романа Семираев умирает от сердечного приступа и его хоронят на Ваганьковском кладбище.
Роман Есина в свое время наделал очень много шума, стал бестселлером. Книгу воспринимали не только как разоблачение Глазунова, но и как универсальное высказывание о природе творчества и о самой жизни. Ведь "имитатор" - это не только художник Семираев. Как часто мы сами имитируем творчество, труд, любовь, саму жизнь! Книга Есина остается актуальной, более того, с каждым годом она, кажется, становится все злободневнее.
Что касается творчества Глазунова, то, откровенно сказать, мне оно никогда не нравилось. Очень плоские картины, одномерные, претенциозные, без какого-то шарма. И я всегда удивлялся популярности и влиятельности Ильи Сергеевича. Ровно до того момента, как прочел "Имитатора".
А как вы относитесь к Глазунову и его творчеству? Прав Есин или же он очерняет гения?
--------------------
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.