Тревожные новости поступили из Украины. В тематической группе из Фейсбука "Дослідники історії вузькоколійних залізниць України" ("Исследователи истории узкоколейных железных дорог Украины") сообщено как о возможности закрытия детской железной дороги в Ужгороде, так и ликвидации большинства детских железных дорог на Украине.
Первая детская железная дорога, которую я увидел в своей жизни еще в далеком ныне 1987 году, стала малая стальная магистраль в ныне украинском Ужгороде. Вторая детская железная дорога, которая была мной осмотрена на Украине, стала малая магистраль в городе Днепропетровск, это было в 2011 году.
Ужгородскую детскую железную дорогу второй раз посетил в 2009 году, тогда она работала, но в период 2000-2010-х годов были неоднократные поползновения ее закрыть, что и было осуществлено дважды, пока в 2016 году Ужгородская детская железная дорога не была передана на баланс города, что дало дороге фактически второе рождение. При этом сама дорога тогда находилась в состоянии упадка: подвижной состав выглядел ужасно, пути сравнялись с землей и заросли травой, станция стала сборищем цыган и местных бомжей. В 2016 году детскую узкоколейную дорогу обновили, восстановили движение поездов и начали учебный процесс для детей школьного возраста.
Общественность Украины бьет тревогу. Ситуация может повториться, причем на этот раз не только с ужгородской малой дорогой, но и большинством детских магистралей на территории Украины. В умах чиновников появилась идея закрыть большинство детских железных дорог на Украине, оставив на всю республику лишь одну-две малых железных дороги.
Основной причиной возможного закрытия малых (детских) железных дорог на Украине является банальное - они не приносят прибыли и убыточны, а значит в рамках оптимизации требуют ликвидации. При этом не берется в расчет то, что детские железные дороги являются начальным этапом в кузнице кадров для больших железных дорог.
На территории современной Украины первая детская железная дорога появилась в июле 1936 года. С тех пор около 20 украинских городов обзавелись или пытались обзавестись юношескими магистралями. Но далеко не всем удалось реализовать проекты, а в ряде городов они были закрыты в разное время.
На текущий момент детские железные дороги на территории Украины действуют в таких городах как Днепропетровск (Днепр), Запорожье, Киев, Луцк, Львов, Ровно, Ужгород, Харьков. Железная дорога для детей работает также в городе Донецк, однако де факто город уже не относится к Украине, а является столицей ДНР, которая тяготеет к РФ.
Все, указанные выше, детские железные дороги в городах современной Украины построены во времена, когда еще существовало единое государство между Россией и Украиной и это была целенаправленная политика центральной власти - создавать условия для будущей профориентации школьников.
Канал "ПАНТОГРАФ". Иллюстрации из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме узкоколейных железных дорог:
Ужгородская детская железная дорога
Детская железная дорога в Днепропетровске
Три железнодорожных колеи Транскарпатской магистрали
Боржавская узкоколейка. Краткий очерк и фотоотчет 2011 года