Думаю, почти всем кому много приходится ездить на автотранспорте, не раз приходила мысль, как можно сэкономить на потраченное топливо. Одним из вариантов является установка ГБО. Рассмотрим плюсы и минусы. Стоит ли вообще этим заниматься.
Плюсы установки ГБО
1. Экологичность. Газ как по форме, так и по содержанию содержит меньше различных смол и примесей, в сравнении с бензином, в результате продукты его сгорания куда более экологичны и наносят меньше вреда окружающей среде.
2. Интервал замены моторного масла. Как следствие первого пункта, моторное масло в двигателе темнеет и разжижается намного медленнее, и можно говорить о большем интервале замены. Мое личное мнение менять масло стоит в любом случае по регламенту, так как замена производится не по количеству в ней частиц, а по моточасам работы двигателя, об этом поговорим в отдельной статье.
3. Экономичность. При сравнительно одинаковом расходе (плюс-минус), применение газа, естественно, более экономически оправдано ввиду его стоимости (примерно в 2 раза).Это были плюсы использования ГБО.
Перейдем теперь к минусам.
Двигатель на заводе разрабатывается под определенное топливо, более того, под определенное октановое число, соответственно все узлы и агрегаты рассчитаны под него, и если вы применяете другой вид топлива, ничего не делая при этом с самим железом вы получите ряд негативных явлений. На практике, я сам являясь обладателем автотранспорта с установленным ГБО, скажу, что не заметил никаких пагубных воздействий на двигатель, хотя проехал больше 250 тыс. км. Но это скорее всего связано с манерой моего вождения и правильном и регулярном обслуживании автомобиля.
1. Снижение мощности. Наиболее ощутимо этот эффект проявляется на движках малого объема. Газ имеет большее октановое число (105-110), другую стехиометрию (1:15,6), соответственно при неизменной степени сжатия, которая рассчитана для более низкооктанового топлива, газ горит дольше и хуже. Да, современное ГБО 4 и 5ого поколения частично решают эту проблему, но степень сжатия это физический параметр, и его электроникой не поправить.
Всё зависит и от выбора ГБО. Пропан по мощности выше и можно добиться, что потери мощности будут минимальны обычный обыватель даже не заметит разницы. Метан же горит ещё медленнее и за счёт этого разница ощутима. Поэтому на метан приходится обязательно ставить дополнительное оборудование(вариатор зажигания)
2. Нагрев выпуска, прогарание клапанов. Газ горит медленнее, температура горения выше, соответственно нагрузка на выпускной коллектор выше, да и блоки сейчас далеко не все из чугуна делаются. Клапана греются сильнее и в результате происходит прогар.
3. Взрыв. Наверное никому не надо объяснять, что резервуары с горючими газами, да еще и под давлением являются взрывоопасными. В сравнении с газом, бензин в разы безопаснее с этой точки зрения. И не важно что произойдет, нагрев, или сильный удар во время ДТП, все это потенциально приведет к плачевным результатам. Опять же радиус поражения от горящего бензина и взорвавшегося баллона с газом отличаются существенно. Давление в баллоне с метаном составляет порядка 200-250 атмосфер, и если такая штука взорвется, то от вас даже мокрого места не останется, именно поэтому метановые баки на автобусах всегда ставят на крышу, чтобы в случае взрыва повредило крышу и может выбило стекла, но в салоне и под днищем никто не ставит. Давление в баллоне с пропаном порядка 10-15 атмосфер, что существенно ниже, но все равно приятного мало.
4. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
С недавних пор, в России и странах вошедших в таможенный союз, появилась необходимость внесения отметки про ГБО в ПТС, обязательную поверку оборудования каждые два года, которая тоже стоит денег.
5. Уменьшение полезного пространства в автомобиле. Это напрямую касается установки баллона с газом на автомобиль, он в любом случае будет съедать полезное место. Особенно этот дефицит проявит себя в хетчбеках и универсалах. Имеются баллоны устанавливаемые вместо запасного колеса, но запаска тоже нужна.
6. Утечки газа. Очень опасное и вредное для человека явление, которое, к сожалению, имеет место быть, и надышаться парами газа это очень даже не полезно.
7. Проблемы с запуском в холодную погоду. Этот пункт во многом обусловлен безграмотной установкой ГБО, а именно тем, что не меняется геометрия движка. Запускаться на газу зимой можно, но для этого степень сжатия должна быть соответствующей.
8. Регламент по обслуживанию свечей. Это мелкий недостаток, но он все равно имеет место быть. Температура горения газа выше, соответственно нагрузка на свечи зажигания тоже выше, центральный электрод оплавляется быстрее, поэтому необходимо каждые 10 тысяч проверять зазор свечей, и корректировать его, если требуется, или ставить иридиевые свечи, или специальные газовые. Проверить их не составляет большой проблемы если ТО проводишь в мастерской. Но бывают случаи, что добраться до свечей составляет большой проблемой, а это уже дополнительные расходы на работу.
9. Цена. Установка ГБО на машину стоит определенных денег, очень часто не малых. Если автовладелец ездит мало то смысла установки ГБО никакого нет. Но это надо сесть и всё посчитать стоит оно того или нет.
10. Необходимость дополнительного ремонта. ГБО как и любое оборудование требует обслуживания. Замена фильтров, шлангов, ремкомплекта редуктора, чистка газовых форсунок и много других проблем. Это все стоит денег. Но обычно первые серьезные поломки появляются после 2 -3 лет работы на газу.
11.Качество газа. Как и бензин, так и газ, не всегда хорошего качества. Особенно это заметно при перемене сезонов года. Сильно ухудшаются ездовые качества, повышается расход газа. Бывали случаи, что заправляют вместо газа воду. Приходиться продувать всю газовую систему.
Стоит ли ставить ГБО на автомобиль?
Если вы используете автомобиль в коммерческих целях, если у вас большие суточные и месячные пробеги, если в вашем городе и регионе хорошо развита сеть АГЗС, то газ ставить можно. Лучше всего, конечно, производить грамотную инсталляцию, которая включает в себя изменение степени сжатия. Кстати, выше я не сказал, что дает увеличение степени сжатия, а оно дает очень важные моменты, такие как сокращение расхода газа и приведение в норму динамических характеристик двигателя, так как процесс горения идет правильно.
По итогу, решает конечно каждый для себя сам и если у человек уже решил для себя, то никакие даже самые железобетонные аргументы его не переубедят. Для адекватных людей все считается в денежном выражении, а так же в процессе анализа, перевесят ли плюсы, все те минусы, которые имеет ГБО.