Найти тему
Лидеры кино

Бэнкси в мире кино

В 2020 на экраны мира вышел документальный фильм « В погоне за Бенкси». В ленте показано как фанаты делают охоту на его новые граффити на стенах. Их выбивают из стен для дальнейших арт-выставок, вызывая 'протест' местных жителей. В фильме много интервью, среди многих вопросов, связанных с граффити, главный: кто же такой Бэнкси?

В мире найдется не так уж много широко известных фильмов, автор которых скрыт под псевдонимом и до сих пор неизвестен. Один из них – «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси. Не раз были высказаны предположения, что фильм и история художника под псевдонимом «Мистер Мозгоправ» — обман, а еще точнее он представляет псевдодокументальный фильм или даже фильм- шутку.

Постер фильма "Выход через сувенирную лавку"
Постер фильма "Выход через сувенирную лавку"

В июне 2019 в Москве я отстоял солидную очередь и заплатил 500 рублей за посещение выставки Бэнкси. Позднее я узнал, что сам Бэнкси был очень удивлен, когда узнал о московской выставке. Ему важно сохранить образ художника, работающего только на реальных городских объектах. Но практически каждый образ, рожденный на улицах, затем продолжал жизнь во множестве коллекционных и сувенирных воплощений.

Фактически сама выставка стала реальным продолжением темы, поднятой в фильме Бэнкси. С создателями граффити ведут войну. И хотя в России нет прямого закона о запрете граффити, но это не означает, что это безопасное занятие. Но инкогнито Бэнкси не случайно, его граффити не раз так поддевали власти, что, наказания ему явно не избежать. Но это одна сторона этого художника.

На самом деле он старается быть на виду, инкогнито бывает на кинофестивалях или присылает на кинофестивали ролики и видеообращения. Художник, объявленный бунтарем, на самом деле имеет мощную команду менеджеров, они умело управляют от его имени, порой поднимая цену его работ до небес. Хотя покупать работу Бэнкси не безопасно, может разрушиться на глазах и это тоже будет …шутка.

Такую забавную крысу можно сейчас увидеть не только в Англии
Такую забавную крысу можно сейчас увидеть не только в Англии

Но я бы не стал сводить смысл ленты «Выход через сувенирную лавку» только к юмору. Академия по присуждению премии «Оскар» не случайно в свое время включила ленту в число претендентов.

Сам Бэнкси в ленте "Выход через сувенирную лавку" как бы в тени, главным героем становится француз Тьери Гуэтта. Поначалу это владелец магазина одежды, пока он не начинает помогать брату уличному художнику. Для создателей граффити важно, чтобы кто – то снимал их работу. Где гарантия, что на следующий день ее не уничтожат?

Тьери выпал шанс познакомиться с таинственным Бэнкси потому, что к моменту его приезда в Лос – Анджелес, он знал все стены города, где можно достойно нарисовать граффити. Потом Тьери попадает в команду Бэнски и, наконец, с его негласного согласия сам проводит выставку. Причем к этому моменту нам уже понятно, что Тьери никакой не художник. Фактически его работы всего лишь идеи, выполненные чужими руками. Впрочем, и фильм - тоже материалы, снятые Тьери.

Кадр из фильма "Выход через сувенирную лавку"
Кадр из фильма "Выход через сувенирную лавку"

Но осмыслены они явно Бэнкси. Иначе, как еще понимать образ толпы, ожидающей открытия выставки, и дальнейший ее успех . Это явная насмешка Бэнкси над художниками, делающими успех из воздуха и над теми, кто такие выставки посещает.

Бэнкси не первый, кто делает фильмы на чужом материале. Если уж говорить о создании сенсаций, то снятый в том же жанре фильм «Ф. как Фальшивка» О. Уэллса смотрится куда эффектнее. Но Бэнкси, в отличие от Уэллса, еще не все сказал. Искусству официальному нужна альтернатива, она защищает зрителей от лжи идеологии. Этим можно объяснить и успех выставки Бэнкси в Москве.

Владимир Жерехов