Soft Skills в переводе с английского — «гибкие навыки».
Сейчас почти никто не работает в одиночку.
Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами.
Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей.
Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть Soft Skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение.
Soft Skills нужны всем.
Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху.
Просто раньше не использовалось само понятие Soft Skills.
Исследования в этой области начались в США примерно в 1960-е годы , а в бизнес-среду этот термин вошёл ещё позже, в конце девяностых.
Сейчас интерес к Soft Skills и потребность в них стали ещё сильнее.
Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают.
Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые совсем не связаны между собой.
Условно все Soft Skills можно разделить на несколько групп:
1.Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои.
2.Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
3.Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
4.Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
5.Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.
Понятию Soft Skills часто противопоставляют понятие Hard Skills — «жёсткие навыки».
Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии.
Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Значит, если я профессионал, то Soft Skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма.
Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же.
Для второго важны умение общаться и навыки самоорганизации.
Какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет.
Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение Soft Skills и Hard Skills зависят от компании и от специальности.
Первая позиция: в первую очередь обращаем внимание на Soft Skills. В зависимости от позиции их набор и уровень может быть разным. Они важнее прикладных технических навыков».
Вторая позиция: при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft.
Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту.
На Западе уже довольно давно публикуются работы и даже защищаются диссертации на тему «Soft Skills & Hard Skills».
В журнале “Higher Education in Europe” ещё в 2008 году была опубликована статья, доказывающая, что гибкие навыки — столь же неотъемлемая часть профессиональных компетенций, как и жёсткие.
Автор считает, что современное образование должно включать в себя и тренировку Soft Skills — чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда.
International Journal of Managing Projects in Business опубликовал исследование, показывающее, что основные сложности в работе над проектом создаёт человеческий фактор. Исследователи резюмируют важность Soft Skills в управлении.
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует всем учебным учреждениям включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение Hard и Soft Skills оптимально в данном случае.
Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, требуется подумать:
•Каковы особенности выбранной профессии, что ценится в выбранном профессиональном сообществе?
•Насколько быстро меняется выбранная отрасль?
•Какие особенности есть у выбранной работы — например, работаете ли вы в компании или на фрилансе, с заказчиками или с документами?
•Каковы ваши цели: важна ли для вас карьера? Если да, то конкретизируйте, чего вы хотите достичь.
•Прислушайтесь к личным ощущениям. Какие виды рабочей деятельности вам даются с трудом? Может быть, это общение с коллегами? Или вы тратите лишнее время из-за незнания нужных вам программ?
А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который необходим. Требуется учесть, что развитие любых Soft Skills требует времени.
Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней, хотя многие из них специалисты оттачивают годами.
А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми Soft Skills.
Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень Soft Skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими, особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить Soft Skills?
Первый способ — на специальных курсах и тренингах. Учится под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор есть.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже Soft Skills, так что развивать их полезно.
Универсальные рекомендации без тренингов и курсов
1.Выбрать группу навыков (или конкретный навык), который хотите развивать. И целенаправленно ищите информацию об этом .
2.Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь.
Просто чтение книг не поможет.
3.Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
4. Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед коллегами, а не с крупной научной или бизнес-конференции.
Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.
Что почитать про гибкие навыки?
Книги по развитию личной эффективности
•Д. Канеман. «Думай медленно, решай быстро».
Книга объясняет, почему мы часто совершаем нерациональные поступки и принимаем неверные решения, и рассказывает, что с этим делать.
•М. Дорофеев. «Джедайские техники: Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо».
Рассказывает о современных подходах к повышению продуктивности.
•Д. Аллен. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса».
Помогает верно определять цели и ставить приоритеты, доводить дела до конца и при этом успевать отдыхать.
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
•М. Микалко. «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно».
В книге собраны техники и упражнения для развития творческих способностей и нестандартного мышления. Хорошее дополнение — вторая книга этого же автора: «Взлом креатива. Как увидеть то, чего не видят другие».
•М. Атавар. «Креативность. Используй нестандартные решения каждый день». Автор — британский художник. В книге описаны 20 практических упражнений для развития креативности.
Книги про развитие стрессоустойчивости
•Д. Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить».
•М. Мэнсон. «Тонкое искусство Пофигизма. Парадоксальный способ быть счастливым».
Книга учит различать важное и малозначащее, правильно расставлять приоритеты и не тратить душевные силы на ерунду.
Книги про коммуникативные навыки
•Д. Карнеги. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».
•Н. Региер. «Конфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло».
Про конфликты в широком смысле слова — от рабочих до семейных.
•Г. Кеннеди. «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах».
Про переговоры и умение договариваться.
•М. Лабковский. «Хочу и буду».
Вы сможете понять, почему ваша жизнь не складывается так, как вам этого хочется; поймете, в какой момент что-то пошло не так, и сможете решить свои проблемы с помощью советов Михаила Лабковского, одного из самых известных и авторитетных психологов России.
В этой книге вы найдете узнаваемые ситуации и даже словечки, характерные для каждой российской семьи "школы жизни", примеры проявления "родной" ментальности и поймете, в чем подвохи такой знакомой нам психологии поведения. Узнаете, откуда в нас агрессия, неуверенность в себе, в чем корни психологии жертвы и неумения постоять за себя.