Найти тему

SoftSkills для IT-специалистов

Оглавление

Soft Skills в переводе с английского — «гибкие навыки».

Сейчас почти никто не работает в одиночку.

Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами.

Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей.

Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.

То есть Soft Skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение.

Soft Skills нужны всем.
Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху.
Просто раньше не использовалось само понятие Soft Skills.
Исследования в этой области начались в США примерно в 1960-е годы , а в бизнес-среду этот термин вошёл ещё позже, в конце девяностых.

Сейчас интерес к Soft Skills и потребность в них стали ещё сильнее.

Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают.

Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.

Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые совсем не связаны между собой.

Условно все Soft Skills можно разделить на несколько групп:

1.Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои.

2.Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.

3.Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.

4.Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.

5.Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.

Понятию Soft Skills часто противопоставляют понятие Hard Skills — «жёсткие навыки».

Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии.

Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.

Значит, если я профессионал, то Soft Skills мне не нужны?

Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма.

Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.

Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же.

Для второго важны умение общаться и навыки самоорганизации.

Какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?

Однозначного ответа нет.

Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение Soft Skills и Hard Skills зависят от компании и от специальности.

Первая позиция: в первую очередь обращаем внимание на Soft Skills. В зависимости от позиции их набор и уровень может быть разным. Они важнее прикладных технических навыков».

Вторая позиция: при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft.

Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту.

На Западе уже довольно давно публикуются работы и даже защищаются диссертации на тему «Soft Skills & Hard Skills».
В журнале “Higher Education in Europe” ещё в 2008 году была опубликована статья, доказывающая, что гибкие навыки — столь же неотъемлемая часть профессиональных компетенций, как и жёсткие.
Автор считает, что современное образование должно включать в себя и тренировку Soft Skills — чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда.
International Journal of Managing Projects in Business опубликовал исследование, показывающее, что основные сложности в работе над проектом создаёт человеческий фактор. Исследователи резюмируют важность Soft Skills в управлении.
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует всем учебным учреждениям включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.

Как понять, какие soft skills нужны лично мне?

Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение Hard и Soft Skills оптимально в данном случае.

Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, требуется подумать:

•Каковы особенности выбранной профессии, что ценится в выбранном профессиональном сообществе?

•Насколько быстро меняется выбранная отрасль?

•Какие особенности есть у выбранной работы — например, работаете ли вы в компании или на фрилансе, с заказчиками или с документами?

•Каковы ваши цели: важна ли для вас карьера? Если да, то конкретизируйте, чего вы хотите достичь.

•Прислушайтесь к личным ощущениям. Какие виды рабочей деятельности вам даются с трудом? Может быть, это общение с коллегами? Или вы тратите лишнее время из-за незнания нужных вам программ?

А сложно развить эти навыки?

Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который необходим. Требуется учесть, что развитие любых Soft Skills требует времени.

Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней, хотя многие из них специалисты оттачивают годами.

А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми Soft Skills.

Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.

Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень Soft Skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими, особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).

Как можно развить Soft Skills?

Первый способ — на специальных курсах и тренингах. Учится под руководством наставника.

Второй способ с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор есть.

Третий способ развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.

Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.

Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже Soft Skills, так что развивать их полезно.

Универсальные рекомендации без тренингов и курсов

1.Выбрать группу навыков (или конкретный навык), который хотите развивать. И целенаправленно ищите информацию об этом .

2.Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь.

Просто чтение книг не поможет.

3.Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.

Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).

Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).

4. Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед коллегами, а не с крупной научной или бизнес-конференции.

Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.

Что почитать про гибкие навыки?

Книги по развитию личной эффективности

Д. Канеман. «Думай медленно, решай быстро».

Книга объясняет, почему мы часто совершаем нерациональные поступки и принимаем неверные решения, и рассказывает, что с этим делать.

М. Дорофеев. «Джедайские техники: Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо».

Рассказывает о современных подходах к повышению продуктивности.

Д. Аллен. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса».

Помогает верно определять цели и ставить приоритеты, доводить дела до конца и при этом успевать отдыхать.

Книги по развитию креативности, творческого потенциала

М. Микалко. «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно».

В книге собраны техники и упражнения для развития творческих способностей и нестандартного мышления. Хорошее дополнение — вторая книга этого же автора: «Взлом креатива. Как увидеть то, чего не видят другие».

М. Атавар. «Креативность. Используй нестандартные решения каждый день». Автор — британский художник. В книге описаны 20 практических упражнений для развития креативности.

Книги про развитие стрессоустойчивости

Д. Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить».

М. Мэнсон. «Тонкое искусство Пофигизма. Парадоксальный способ быть счастливым».

Книга учит различать важное и малозначащее, правильно расставлять приоритеты и не тратить душевные силы на ерунду.

Книги про коммуникативные навыки

Д. Карнеги. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».

Н. Региер. «Конфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло».

Про конфликты в широком смысле слова — от рабочих до семейных.

Г. Кеннеди. «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах».

Про переговоры и умение договариваться.

М. Лабковский. «Хочу и буду».

Вы сможете понять, почему ваша жизнь не складывается так, как вам этого хочется; поймете, в какой момент что-то пошло не так, и сможете решить свои проблемы с помощью советов Михаила Лабковского, одного из самых известных и авторитетных психологов России.

В этой книге вы найдете узнаваемые ситуации и даже словечки, характерные для каждой российской семьи "школы жизни", примеры проявления "родной" ментальности и поймете, в чем подвохи такой знакомой нам психологии поведения. Узнаете, откуда в нас агрессия, неуверенность в себе, в чем корни психологии жертвы и неумения постоять за себя.