В титрах его всегда писали как «Х. Браун». Режиссеры не хотели указывать имя, чтобы никто из зрителей не задумывался, что делает немец в советском кино. А сам он старался быть русским и даже просил своих советских друзей называть его Хайнц Адольфович.
О том, что он служил в армии нацистской Германии, знали все, в том числе режиссеры, которые приглашали его на съемки, и коллеги-актеры, с которыми он снимался в фильмах. Многие из них воевали в Великую Отечественную в Красной Армии, имели награды и ранения.
Как получилось, что офицер Третьего Рейха, получивший боевое ранение, оказался на съемочных площадках почти 50 советских фильмов?
Хайнц Браун родился в 1919 году в немецком городе Бохум. Получил техническое образование и готовился стать механиком, но планы на мирную жизнь разрушила война. С началом Второй мировой его призвали на военную службу. Учебка, офицерские курсы и в 1942 Браун с только что присвоенным званием обер-лейтенант отправляется в Северную Африку.
Здесь параллельно со Сталинградской битвой шли бои немецко-итальянских войск с армиями США и Великобритании. Наши союзники разгромили противника. Более 100 тысяч немце не вернулись обратно в Германию, навсегда оставшись на полях сражений или оказавшись в плену.
Брауну еще повезло. В одном из боев он подорвался на противопехотной мине и был отправлен на лечение в Германию. Советский художник-постановщик Виктор Мухин в своей книге приводит рассказ самого Брауна о событиях тех лет:
«Зачем жить? Тогда подумал я... Парабеллум (так назвал он мужское естество) мой работать не будет. Немецкой девочке я больше не нужен. Немец-профессор долго лечил меня. Удалил одно яичко. Потом зашивал... Я подумал. Парабеллум не будет работать. Киндер, мой дорогой мальчик, не родится от меня. Зачем мне жить?.. Заплакал... Немецкий доктор-профессор успокаивал меня... Парабеллум работать будет. Будет... Детки тоже будут. Скоро выписываль меня из госпиталя. На скамейке сидела немецкий медицинский сестра. Она отвела меня к себе домой и показываль, как работает мой... парабеллум». (Цитата с сайта topos.ru).
В Википедии пишут, что в конце войны Хайнц Браун служил в частях СС на Восточной фронте. Откуда эта информация неизвестно. Скорее всего, чья-то выдумка. Если после излечения обер-лейтенант был пригоден к службе, его бы оставили в армии (вермахте). И вряд ли эсэсовское прошлое помогло бы ему сделать карьеру в ГДР.
После 1945 года Хайнц Браун стал работать диктором на национальном радио. А примерно в середине 1950-х годов приехал в Москву. Его пригласили в немецкую редакцию Всесоюзного радио, которая готовила передачи для жителей ФРГ и ГДР. Диктором советского Иновещания он проработал до конца 1980-х годов. Выучил русский язык.
В 1958 г. начинающий кинорежиссер Татьяна Лиознова готовилась снимать свой дебютный фильм «Память сердца», основанный на реальной истории из Великой Отечественной войны. Ей требовался консультант, способный разъяснить про знаки различия и униформу солдат и офицеров Третьего Рейха. Да и вообще более-менее достоверно показать немцев.
Лиозновой порекомендовали Хайнца Брауна, как непосредственного участника событий. Бывший обер-лейтенант вермахта получил должность консультанта на съемках советского фильма. И к тому же снялся в крохотной роли немецкого офицера.
Сотрудничество Лиозновой и Брауна на этом не закончится. Спустя 15 лет они встретятся на съемках «Семнадцати мгновений вены». Татьяна Лиознова вновь позовет Хайнца Брауна консультантом.
А заодно и снимет его в эпизоде.
Во время съемок Браун упорно доказывал Лиозновой и сценаристу Юлиану Семенову, что штандартенфюрер Штирлиц никак не мог в Третьем Рейхе быть холостым. Все служившие в СС обязаны были жениться до 30 лет. Или потерять должность. «Это что за штандартенфюрер СС такой? Он что, гомос...?» - возмущался Хайнц Браун, прекрасно знавший порядки того времени. Но создатели сериала не стали очернять благородный образ советского разведчика наличием жены-немки.
Сколько всего фильмов в карьере Брауна-консультанта сказать трудно. Только те, где он указан в титрах я насчитал около 20. В некоторых из них Хайнц Адольфович снялся в эпизодических и второстепенных ролях:
«Вызываем огонь на себя» (1966)
«Майор Вихрь» (1967)
«Пятнадцатая весна» (1971)
«Корпус генерала Шубникова» (1980)
«Шел четвертый год войны» (1983)
И многие другие.
А на съемочную площадку сериала «Вызываем огонь на себя» Браун привел своих коллег из немецкой редакции Всесоюзного радио и в титрах появились фамилии Мюллер, Шумахер и Деринг. Наряду с фамилией Браун. Все четверо сыграли немецких офицеров.
Обладавшего «несоветским» типажом Брауна охотно приглашали не только в фильмы о Великой Отечественной войне. Ему часто предлагали роли иностранцев в картинах на другую тематику:
«Шестое июля» (1968)
«Шрихи к портрету В. И. Ленина» (1968)
«Моя судьба» (1973)
«Старые долги» (1980)
«Однолюбы» (1982)
Последней актерской работой Хайнца Брауна в советском кино стала экранизация Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1990).
С развалом Советского Союза Хайнц Браун оказался никому не нужным. Для радио он был достаточно стар, а фильмы про войну в 90-е просто перестали снимать. Известно, что бывший обер-лейтенант вернулся на родину в Германию. Что с ним стало дальше неизвестно…
Но его имя навсегда останется в истории советского кинематографа.
Понравилась статья, тогда ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: