Найти тему
Репетитор-шопоголик

"Да сядь ты уже!", "Слушай!". Может ли репетитор кричать на непослушных учеников? Личный опыт

Оглавление

Добрый день!

Хоть я и очень мягкий человек, порой ученики ведут себя из рук вон плохо, задания выполняют абы как и вообще делают все, чтобы мне захотелось на них злиться.

И пусть меня закидают тапками, я скажу, что иногда очень хочется стукнуть по столу и гаркнуть: "А ну сядь спокойно и делай!". Естественно, я этого не делаю и делать не буду, так как ставлю себя на место ребенка и понимаю, что у него может напрочь отбиться желание работать на уроке, если репетитор злюка. Мало того, что зачастую дети недовольны школьными учителями, а тут еще и я буду стучать кулаком и орать. Это не дело.

Недавно, когда наступил настоящий апогей в поведении всех моих учеников, я задумалась над тем, где все же та грань, когда репетитор может повысить голос на ученика. Точнее: а имеет ли он право кричать на чужого ребенка?

Я придерживаюсь такой позиции: репетитор (я) не занимается воспитанием ребенка. Он занимается лишь обучением, донесением важной информации, а воспитывать ребенка, объяснять ему, как нужно вести себя на уроках, что стоит, а что не стоит говорить учителям - задача родителя. Тут не работают эти просьбы мам и пап: "Ой, он у нас такой непослушный! Сделайте с ним что-нибудь, объясните ему!". Дорогие мои, так я же не воспитатель. Зачем мне соваться в дебри воспитания вашего чада? Я ему объясню, а вы потом скажете, мол, неправильно сделали, испортили нам ребятенка. Увольте.

Моя зона ответственности, как педагога по внеклассным занятиям - обучить.

Входят ли в эту зону крики, стуки по столу и прочее - другой вопрос. И я пока ответ на него не нашла.

Рома-болтун

Так, к примеру, есть у меня ученик Рома, кажется, я уже рассказывала о нем в рамках материала, где описывала странный способ наказания детей походом к репетитору. Он очень смышленый и умный мальчик, но проблема в том, что он бесконечно много болтает. Просто невыносимо много! Когда он пришел ко мне впервые, я даже опешила. Он болтал без умолку 10 минут. Потом я попросила его сидеть тихо и слушать. Тогда он начал говорить шепотом и тянуть руку тогда, когда хотел что-то сказать не по теме урока... Как можно догадаться, с поднятой рукой он сидел все оставшиеся 50 минут, так как всегда было, что сказать.

Поговорила с мамой, она подтвердила, что у ребенка такая особенность, и что ничего они поделать с ним не могут. И если я могу его усадить и сподвигнуть на великие свершения в виде написания 5 строчек за весь урок, то будет просто великолепно! А если нет, так нет.

На втором уроке я придумала систему, по которой мы занимаемся без лишней болтовни 20 минут, потом я даю Роме 5 минут "выговориться" и снова за работу. Система работала месяц. Мальчик занимался очень хорошо, мы успевали с ним выполнить много заданий, изучить много нового материала. Потом ему стало буквально фиолетово, наступили его заветные 5 минут разговоров или нет. Он просто болтал. Не так непрерывно, как в первый раз, так как я уже не слушала его с открытым от изумления ртом, а обрывала его, поторапливала, тыкала в тетрадь, мол, пиши, не отвлекайся.

С Ромой было и интересно, и тяжело работать. Интересно потому, что у него абсолютно другое мышление, а тяжело потому, что он не упускал ни одной возможности поговорить. А говорил он обо всем на свете. Даже о том, чего знать мне не надо.

Больше всего за мальчика переживала бабушка. Она часто приводила его и каждый раз качала нам вслед головой, приговаривая: "Ох, не знаю, как вы с ним будете, рот ведь не закрывается". Ребенка водили и к психологу, и на групповые занятия со специалистом. Безрезультатно.

Я была терпелива, не ругала и даже не повышала голос. Но порой мне просто хотелось посреди урока позвонить его маме и сказать, чтобы она его забирала. В такие дни справиться с ним было очень тяжело, за урок мы выполняли едва ли половину от намеченного мной плана. Одновременно с названиями животных на английском он твердил что-то про то, как однажды его брат застрял в лифте, туалете и в других интересных местах. Рома мог сказать мне то, что обычно не принято говорить старшим. Он мог сделать мне комплимент, а мог удивленно воскликнуть, что выгляжу я ужасно.

Терпение в такие моменты лопается. Школьные учителя уже сдались. Каждый раз он приходит ко мне на урок расстроенный из-за двоек в школе.

"Почему же снова двойка, Рома?" - вопрошаю я.
"Да я опять ничего не написал в классе. Как же так выходит? День, наверное, сегодня неудачный!" - отвечает мне ребенок.

Родители были счастливы, что Рома хотя бы что-то делает на наших занятиях. Он даже пишет! В школе же его деятельность заканчивается на словосочетании "классная работа".

И вроде нельзя злиться на Рому, особенность у него такая. Но порой закрываю за ним дверь и не могу отдышаться. Весь урок твердить "пиши", да "да не отвлекайся" - куда это годится?

-2

Алина-звездочка

Недавно начался самый настоящий бум. Все ученики через одного заставляли меня пересмотреть свое отношение к ним. Алина, моя ученица-третьеклассница, очень харизматичная и активная девочка. Маленькая "звездочка", обласканная и залелеянная мамой и бабушкой. Занимаемся мы с ней почти каждый день по Скайпу. Выполняем домашнюю работу и разбираем непонятные темы. Ох, какие она устраивает концерты, когда "устала" и "ничего не хочет делать"! Ни в сказке сказать, ни пером описать. И учебники кидает, и тетради рвет, и по полу катается, и рыдает, и злится, и проклятьями на учителей кидается. Это разве норма? Разве это моя зона ответственности?

У нас с ней нормальные отношения. Я ее понимаю. Понимаю ее злость, понимаю, что не хочется решать эти дурацкие примеры, писать это сложное упражнение по русскому. Но почему ребенок ведет себя так? По Скайпу поведение ребенка тем более не в моей компетенции. И мама одергивает Алину, и бабушка периодически подает голос из соседней комнаты. А наша дорогая звездочка ничего не слышит и рыдает. А я смотрю. Я лицезрею, как мама пытается ее упокоить, угрожает, что отнимет телефон, что не купит "Нутеллу", что не разрешит сходить с папой в магазин и выбрать куклу. Забегая вперед скажу, что на следующий день Алина предстает перед камерой с новенькой куклой.

Каждое занятие - это череда уговоров, выдумывание новых поощрений за решенные примеры, стадии отказа, агрессии, рыданий, успокоения и смирения со своей жестокой судьбой третьеклассника, которому задали не два столбика примеров, а три.

Причем она начинает скандалить сразу, как только видит два номера в электронном дневнике вместо одного. Родители в панике, ребенок в панике, как, собственно, и я. Потому что из полутора часов 20 минут уходит на разговоры о том, как важно учиться, и как я тоже не хотела учиться, а теперь вот сижу и рыдаю вместе со своими учениками.

Однажды я не выдержала этих постоянных "не могу", "не хочу", "да пошла эта учительница", "да ну вас всех" и т.д. Спустя час таких извержений я сказала девочке: "Я не хочу заниматься с тобой, когда ты так себя ведешь! Никто не виноват, что ты не хочешь делать задание. Ни мама, ни бабушка, ни я, тем более. Так почему я сейчас должна выслушивать твои крики, когда я могу просто отключиться и начать занятие с другим учеником?".

После моих слов Алина успокоилась, развеселилась и даже в конце урока сказала мне "спасибо". Знаете, так было приятно слышать от нее это слово. Я поняла, что Алина способна на самоанализ. Пусть и неуверенный такой.

Вывод

Я могу бесконечно писать о своих учениках, все они разные, смешные, смышленые. У нас с ними налажен особый контакт. Я не строгая тетка-преподша, которую дети втайне проклинают. Я просто Кристина, которая помогает им разбираться со школьными сложностями. И их успехи, благодарности ребят и их родителей, пятерки, слова: "Я все понял, это же так легко!" дороги мне и приятны.

Я пришла к выводу, что я, как репетитор, не могу повышать голос на непослушных учеников не потому, что не имею права, а потому, что ко мне у детей особенное доверительное отношение, и я ни в коем случае не хочу его разрушать.

Если интересно, почитайте следующие материалы:

По-человечески хочется послать таких людей..."Сегодня Женю некому отвести": история продолжается!

И пусть я покажусь психованной, но поучать репетитора - это слишком! Теперь из принципа откажу Марии в занятиях!

Нажаловалась на ребенка его строгим родителям. А теперь стыдно!

Спасибо за внимание! Всего хорошего и до новых встреч:)