Найти в Дзене
Адепт

КТО ТАКАЯ АСТРЕЯ ?

Оглавление

АСТРЕЯ - богиня справедливости в Древней Греции. Начнем ab ovo !

Справедливостьпонятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В государстве - это соответствие прав и обязанностей; труда и вознаграждения; заслуг и их признания; преступления и наказания. В обществе – это соответствие роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономике — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса.

Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Генезис справедливости

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. В римском праве справедливость трактуется как субъективная категория, а именно как "постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право". Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости – равенство.

Концепции

Известный американский политический философ Д. Ролз в своей основополагающей работе «Теория справедливости» формулирует два основных принципа справедливости :

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого спектра основных свобод, совместимого с подобными свободами для других;
2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:

(а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями и принципом справедливого неравенства;

(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.

Виды справедливости

Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:

1. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения.

2. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным»). Отношения распределительной справедливости требуют участия как минимум трех сторон, каждая из которых действует для достижения одной цели. Одна из этих сторон, распределяющая, является независимой ипостасью (судебная система, третейский суд и т.д.).

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства, как организации.

Социальная справедливость

Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Её конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает:

· Равенство всех граждан перед законом;

· Обеспечение гарантий жизнедеятельности человека;

· Высокий уровень социальной защищенности.

В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:

· Обеспечение работой каждого трудоспособного;

· Достойную зарплату;

· Социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот;

· Свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту и т.д.

Критика теории Социальной справедливости

Нобелевский лауреат по экономике Ф. Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий:

Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.

Ф. Хайек обосновывает несовместимость прогресса и справедливости. По его мнению «эволюция не может быть справедливой», Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требование справедливости равнозначно прекращению развития.

Нобелевский лауреат по экономике М. Фридман критикует понятие социальной справедливости, считая, что подоходный налог, как основное средство перераспределения доходов, во-первых, носит не добровольный, а принудительный характер, а, во-вторых, снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества.

Защита теории Социальной справедливости

Оппонент новых правых Нобелевский лауреат по экономике М. Алле ставит задачу стремления к социальной справедливости и полагает, что для достижения социальной справедливости государство должно регулировать все правила поведения на рынке, а не только денежную массу.

Справедливость и право

Существует мнение, что справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что не дает возможности её однозначной трактовки, создания емкой и полной дефиниции справедливости. Взгляды ученых на правовую функцию справедливости противоречивы.

Справедливость и свобода

Видный американский экономист, нобелевский лауреат М. Фридман противопоставляет справедливость и свободу:

Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что — нет.

[ Автор поста считает, что демократические институты во всем мире постепенно развиваются. Их формирование и использование, шаг за шагом начинает контролироваться населением, что позволяет достигать справедливости в свободном обществе. Важнейшим инструментом для достижения этой цели служит «свобода воли и выбора» людей наемного труда]

Справедливость и мораль

Видный исследователь социализма Ф. Хайек указывал на невозможность объективного распределения благ, например, в соответствии с моральными критериями: вознаграждение дается отнюдь не за достоинства (скажем, не за соблюдение правил морали).

По И. Канту: не существует никакого общего критерия оценки достоинств и заслуг, исходя из которого можно было бы судить о различных благоприятных возможностях, открывающихся перед разными индивидами, обладающими разной информацией, разными способностями и разными желаниями.