С момента гибели туристической группы Игоря Дятлова 2 февраля 1959 года прошло уже 60 лет, но споры о причинах этой трагедии не утихают и по сей день. Существует более 70 версий произошедшего от ритуального убийства и до вмешательства инопланетных существ.
Сериал «Перевал Дятлова» на канале ТНТ представляет официальную версию происшествия в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области: «несчастный случай, вызванный стихийной силой», выдвинутую следствием 60 лет назад и подтвержденную относительно недавно Генеральной прокуратурой России.
Цветные серии перемежаются с черно-белыми кадрами кинохроники, повествующей о последних днях жизни веселых студентов конца 50-х годов, «железных туристов из УПИ». Многие детали их последнего похода запечатлены на фотографиях. Вообще, эта разбивка на «цветное»-«черно-белое» делит кинохронику на серии из реальной жизни, происходящие «здесь» и «сейчас» и серии из недавнего прошлого- своеобразную мемориальную хронику, действующие лица которой погибли. Черно-белые серии-«мертвые серии», поскольку они неотвратимо приближают зрителя к смерти главных героев. Вообще довольно сложно смотреть именно черно-белые кадры, ведь уже изначально известно, что все эти молодые парни и девчонки погибнут, и нет никакой надежды. В них и ведется летопись смерти: «до гибели группы Дятлова осталось 2 дня, один день, несколько часов…» И если, например, в других сериалах всегда такой спортивный интерес возникает, ну чем же всё кончится; хочется кликнуть на спойлер, чтобы удовлетворить свое любопытство, то здесь бессмысленно что-либо узнавать. Все умрут. Абсолютно точно, как ребята из «Молодой гвардии». И в этом ключе стоит отметить ещё одну интересную особенность даже не только нашего, но и зарубежного кинематографа: за последнее время зритель привык к хэппи-эндам и снятию трагизма в кино. У кого-то по десять жизней, кого-то били, топтали, но он такой весь нереальный живчик (ну как в «Томе и Джерри»). А в «Перевале Дятлова» мы, по сути, всю восьмую серию смотрим, как умирают главные герои. Героически умирают, пытаясь спасти товарищей, дойти, доползти если не до лабаза, то до палатки. Глядя на последнюю серию понимаешь, что разучились мы говорить о смерти, думать о смерти, смотреть на смерть.
Молодых ребят из группы Дятлова актёры играют довольно убедительно. Мне кажется, им удалось воссоздать светлую атмосферу советского кино , да и самой жизни конца 50-х-начала 60-х: такая открытость, честность, некоторая даже наивность, вроде просьбы Люды Дубининой (Ирина Лукина) к уголовнику Жмыху(Михаил Орлов): «Обещайте, пожалуйста, что не будете больше воровать». Или , как раз в духе того времени: «Мы спорим, что выше, любовь или дружба»,-отвечает девушка на вопрос Саши Золотарева (Егор Бероев).Но вот последний со своим кольцом-оберегом служителя смерти вносит в эту черно-белую ретроспективу элементы хорора, которая в советский кинематограф тех времен не вписывается. Тут уже больше подходят триллеры Хичкока. Саша, он же Семен Золотарев лишний в этой группе и по возрасту, и по роду деятельности. Он вообще до сих пор является краеугольным камнем всего этого повествования: попал в группу Дятлова буквально за считанное время до ее отъезда, взял на себя роль старшего наставника на сложном маршруте, но, возможно, выполнял и ещё какие-то особые поручения. На протяжении всего похода Сашу преследует зловещее видение убитого им некогда командира. И даже передача кольца-оберега уголовнику Жмыху не избавляет от последнего видения перед гибелью.
Теперь о «явных», цветных сериях, которые демонстрируют уже реальное бытие главных героев. События из текущей жизни прерываются их воспоминаниями о войне. Она связывает друг с другом разных людей больше, чем кажется на первый взгляд.
Следователь Олег Костин (Петр Федоров) находится во время войны в той же местности, что и дятловец Саша Золотарев. Оба участвуют в странных событиях вокруг одного и того же замка земли Бранденбург, не обозначенного на карте и связанного с кровавыми мистическими культами. Костин со своим отрядом проникает уже в пустой замок, населенный призраками и мертвецами, в то время, как Золотарев со своим командиром конвоирует живых немцев-служителей смерти, перехваченных по дороге из замка. Спасая пленную немку от своего командира, Саша убивает его, сам избегает неминуемой гибели и получает от Курта (Кристиан Мок) кольцо СС «Мертвая голова». Оно считалось одной из высших наград Третьего Рейха. В сериале его реальная нацистская символика не столь важна. Оно просто связывает своего владельца с миром мертвых и оберегает его от смерти.
Красная руна эсесовской организации Аненербе в главном зале замка мертвецов, куда попал Костин, напоминает об её кровавых культах и бесчеловечных опытах над людьми.
В другой раз , в городе Штреммен, «заговоренный» от смерти Золотарев, случайно попав не в ту дверь, спасает Костина от самоубийства.
Судьбы живых и мертвых тесно сплетены. Главные герои пытаются прожить чужую жизнь. Костин ночует один в палатке на перевале Дятлова (храпящий местный милиционер Окунев-Андрей Добровольский- не считается), как бы пытается вступить в контакт с погибшими ребятами, видеть то, что они видели накануне смерти. И они действительно незримо присутствуют, выстраиваются в ряд возле его палатки. На ясном морозном небе сияют три луны-результат секретных испытаний советского оружия, а может быть глаза грозной богини Сорни-Най, об опасности которой предупредил Люду Дубинину маленький охотник-манси Унху (Тимур Романов).
Своей жизнью Костин обязан другу и однополчанину Вите, который закрыл его от осколков гранаты. Витя мог бы спастись, но решил спасти своего товарища. В финале Олег объясняет Витиной супруге Кате (Мария Луговая), что не знает, где его жизнь, и где жизнь погибшего друга, так они в нем соединились. Но главная идея сериала как раз заключается в обратном: не надо оглядываться назад, не надо жить за кого-то, война уже кончилась. Могли бы жить молодые ребята из группы Дятлова, боевой товарищ Витя…Да, конечно могли, но «смог бы ОН так жить, а смогли бы ОНИ так жить?»,-спрашивает у Олега старик манси (Ёндонгийн Цог). И сам отвечает: «ТЫ бы смог так жить».
Бог войны Нон Турун уже собрал свои жертвы и отступил…
В целом сериал "Перевал Дятлова" представляет довольно сложный паззл из мистического триллера, военных, документальных хроник и попыток детальной, «исторической» реконструкции последних дней жизни группы Дятлова.
Конечно, не обходится и без вопросов. По ходу сериалу есть много невыясненных моментов. Начнем хотя бы с Замка с выезжающими оттуда немецкими грузовиками. Это те самые немцы (а их немало), которых перехватили Золотарев и его командир? Ещё не очень понятно с письмом о гибели жены и сына от бомбы, которое получает Костин в апреле 1945. К 1945 году Москву и окрестности, да и весь Советский Союз немцы уже не бомбили, или все произошло значительно раньше, но письмо написали не сразу, или оно долго «гуляло» по фронту?
Но самый непроясненный вопрос-это причина самоубийства полковника во время допроса Яхромеева и Гулыгина и побег последнего в конце пятой серии. Они же, как выяснилось, к дятловцам не имели никакого отношения. Боялись, что всплывут факты жестокого обращения с заключенными, убийств при побегах? Реакция не совсем адекватная в сложившейся ситуации. Хотя, если есть, что скрывать и нервы пошаливают…
В заключении хочется отметить, что сериал как продукт массовой культуры не может (и не должен) являться научным расследованием всех версий гибели группы Дятлова и учитывать мнения самых разных экспертов. Он претендует лишь на художественное осмысление произошедшей трагедии. И, надо сказать, авторы сериала и актеры справились с этой задачей неплохо.