Продолжаем нашу ювелирную неделю, посвященную украшениям в Ветхом Завете. Сегодня поговорим о браслетах в Библии.
В Синодальном переводе это, кстати" всегда слово "запястье" -- по аналогии с теми украшениями, которые носили на Руси. Насколько я понимаю (надо уточнять у историков народного костюма) исходно это слово относится к браслетам, которые удерживали рукава, манжеты - а не к свободно болтающимся "ободкам" или цепочкам.
Носили их и мужчины, например, царь Саул, причем с его мертвого тела (2-я Цар.,1:10) как трофей снимают именно запястье -- ну, конечно, кроме царского венца-диадемы (о которых я рассказывала в одном из предыд. выпусков).
Из текста мы узнаем, что браслеты носили и на ногах: "дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах" (Исайя 3:16).
Когда автор текста пишет подобие любовной песни, он упоминает, что девушкам надо дарить украшения: «И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим...»
Если говорить о конкретных персонажах, то это все те же дамы, которых мы видели в предыдущих выпусках рубрики: Ревекка у колодца, которой сват дарит серьги и браслеты, а также притворяющаяся блудницей Фамарь, которая берёт у свекра-клиента залог -- перстень и предмет, который наши перевели как "перевязь", а вот английская библия Короля Якова называет "браслетами" (на иврите там слово Pathiyl, все-таки нечто плетеное).
В живописи браслеты помогут вам опознать именно Ревекку, особенно если рядом есть колодец с кувшинами и верблюдами. Ее рисуют с застегиваемым браслетом на руке.
В живописи ассортимент браслетов гораздо шире, чем в буквенных описаниях в Библии. Особенно начиная с 19 века, когда возникает ориенталистическая живопись, а затем и историзм -- с интересом к реальным восточным костюмам и их роскоши.
Браслеты в картинах -- на Саломее, Иродиаде, Юдифе, Суламифи и проч. бывают в виде защелкивающихся запястий, свободно свисающих цепочек, перехватывающих руку под плечом (armlet), в виде змеек, ножные...
К сожалению, подлинных иудейских браслетов того периода не сохранилось. Вот некоторые аналоги из музеев мира.
Завтра расскажу, как именно выглядел тот самый Золотой телец, о котором до сих пор все так много говорят.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.