Разрешение парадокса Ферми настолько очевидно, что мы его в упор не видим: инопланетяне просто не сосуществуют с нами во времени.
«Так где все?» — спросил Ферми. Ответ: ну, их здесь больше нет или их ещё нет. Но подождите немного — возможно, несколько десятков миллионов лет — и они будут рядом. Мы просто сами ещё пока еле вылупились.
Я считаю, что в галактике нет другой разумной жизни — возможно, никакой другой жизни вообще — в том же самом крошечном отрезке времени, который мы занимаем (я определяю «крошечный отрезок времени» как несколько миллионов лет в любом направлении). Люди настолько нетерпеливы, что если мы существуем прямо здесь, прямо сейчас, то, безусловно, инопланетная жизнь якобы также должна существовать прямо здесь и прямо сейчас.
Ожидаемая продолжительность жизни Вселенной составляет 100 триллионов лет (это сто тысяч миллиардов лет, из которых мы прошли всего 13,8 миллиарда). Представьте себе 1 миллион космических видов, которые появляются и исчезают за эти 100 триллионов лет. Конечно, по этому показателю можно сказать, что разумная жизнь «очень распространена».
Но это будет происходить в одной цивилизации каждые 100 миллионов лет. Возможно, инопланетяне только что посетили нас в недавнем прошлом или посетят нас в ближайшем будущем — скажем, через 100 миллионов лет. Для сравнения, динозавры вымерли 66 миллионов лет назад, что на данный момент составляет 1,375% истории Земли.
Перефразируя Дугласа Адамса: «Время велико. Вы просто не поверите, насколько оно огромно. Я имею в виду, вы можете подумать, что ваш 110-летний дедушка прожил долгую жизнь. Но это мелочи для времени».
Жизнь и разумная жизнь могут быть настолько редкими на нашей микроскопической шкале времени, что никогда не смогут существовать более чем в одном месте в одно и то же время. Могут быть огромные промежутки времени (по нашему восприятию), когда жизни нет нигде. Но во временной шкале Вселенной разумная жизнь может быть весьма обычным явлением. Но не так, как мы воспринимаем вещи на нашей крошечной шкале времени. Обе вещи могут быть правдой одновременно.
Современные люди появились около 100 000 лет назад? Тем не менее, это всего одна миллиардная ожидаемой продолжительности жизни Вселенной и 1 / 138 000 часть времени существования Вселенной до сих пор. Мы существуем в очень крошечном масштабе, как во времени, так и в плане пространства.
На Земле была разумная жизнь в течение последней 1 / 30 000 своего существования. Если бы инопланетяне прибыли в любое время в предыдущие несколько тысяч лет истории Земли, они бы не нашли никакой разумной жизни. На самом деле, если бы они прибыли даже в первых 90% истории Земли, они даже не нашли бы позвоночных. У млекопитающих средняя продолжительность жизни вида, от зарождения до исчезновения — около 1 миллиона лет, а некоторые виды сохраняются до 10 миллионов лет. Чтобы инопланетяне нашли нас, они должны были бы существовать и найти нас в то же самое время, которое занимаем мы сами.
Подумайте, если бы вы сократили всю продолжительность жизни Вселенной, составляющую 100 триллионов лет, до продолжительности жизни 100-летнего человека, возраст Вселенной было бы немногим более 5 дней, а современные люди появились бы в последние две секунды. С этой точки зрения Вселенная едва возникла. Мы думаем, что Вселенная «древняя» только с нашего крошечного взгляда, но для того, чем она действительно является, Вселенная чрезвычайно молода.
Временной масштаб Вселенной столь же огромен, как и её пространственный масштаб, в то время как наш временной масштаб столь же мал, как наш пространственный масштаб. Шансы того, что разумная жизнь сосуществует где-нибудь рядом с нами во времени или на расстоянии, исчезающе малы.
Космические цивилизации могут проходить друг мимо друга, как корабли в ночи, их разделяют триллионы миль и сотни миллионов лет. Мало того, что их цивилизации невероятно далеки друг от друга с точки зрения расстояния — они даже не сосуществуют в одном и том же периоде времени.
Даже если бы мы могли немедленно транспортировать космонавта в любую точку Вселенной прямо сейчас, я утверждаю, что нет никакой другой разумной жизни, чтобы обнаружить её прямо сейчас. Или, может быть, как заметил кто-то другой, инопланетяне сейчас где-то там, но в данный момент они изучают, как использовать каменные топоры. Они находятся как минимум в миллионе лет от развития радиопередач, телескопов и межзвёздных путешествий — если вообще когда-либо смогут их осилить. Или жизнь на их планете никогда не разовьёт интеллект или, возможно, никогда не продвинется дальше одноклеточных существ.
Большинство объяснений парадокса Ферми сводятся к фантастическим рассуждениям о Великих фильтрах, тёмных лесах, галактических зоопарках, чешуйках Кардашёва и сферах Дайсона. Но всё это преждевременно и дико — если бы мы нашли хотя бы одну окаменелую внеземную бактерию, это, по крайней мере, дало бы нам минимальную основу для фантазий о социальных, политических, экономических и моральных ценностях продвинутых внеземных существ, где бы они ни существовали. Но у нас нет даже этого.
Объяснение, которое я предлагаю, падает на стол с холодным глухим стуком. В нём нет ничего интересного или творческого, и оно не вдохновляет на научную фантастику, фильмы, сериалы и документальные фильмы. Но оно согласуется со всем, что мы уже наблюдаем в отношении Вселенной и жизни на Земле. Я считаю, что ответ на парадокс Ферми банален и неутешителен: разумная жизнь недолговечна и требует такого редкого стечения обстоятельств, что она никогда не сосуществует во времени. Большую часть времени во Вселенной нет разумной жизни и, возможно, не будет всю нашу жизнь. Это своего рода облом...
По крайней мере, если бы инопланетяне существовали прямо сейчас на другой стороне галактики, мы могли бы пофантазировать о технологиях, чтобы путешествовать и встретить их. Но если все вынуждены скучать по другим десятки миллионов лет в любом случае, никто никогда не встретит никого. По той же причине вы никогда не встретите Юлия Цезаря или сотого президента Соединенных Штатов. И причина не в расстоянии. Одного из них больше не существует, а другого ещё нет, но вы просто не заметили их во временной шкале космоса...
Гораздо больше шансов, что астероид или комета врежутся в Землю и вызовут массовое вымирание. Мы точно знаем, что один из таких «инопланетных посетителей» появляется очень часто — каждые 60 миллионов лет или около того — и нам уже давно пора получить очередного. Но, как ни странно, никого не пугает большой астероид, поражающий Землю при нашей жизни. Потому что даже это считается маловероятным событием...
По материалам публикации (англ.).