Найти в Дзене

29 ноября в истории Санкт-Петербурга

1783 год
В азбуку введена буква Ё
29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Академии Российской словесности с участием её директора — княгини Екатерины Дашковой, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, И. И. Лепёхина, Я. Б. Княжнина, митрополита Гавриила и других. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого

1783 год
В азбуку введена буква Ё

29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Академии Российской словесности с участием её директора — княгини Екатерины Дашковой, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, И. И. Лепёхина, Я. Б. Княжнина, митрополита Гавриила и других. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» одной новой буквой — «ё». Доводы Дашковой показались убедительными, и вскоре её предложение было утверждено общим собранием академии.

Источник:
В азбуку введена буква Ё

1796 год
Указ «о новом разделении в здешней столице частей и кварталов»

-2

Издан указ «о новом разделении в здешней столице частей и кварталов».

В черту города включены слободы полков — Преображенского, Семеновского, Конногвардейского.

Иллюстрация:
Карта Окружности Ст. Петербурга. Соч. А.Вильбрехт. Гравировали Г.Харитонов и Ал. Савинков. [СПб.: Географический департамент Кабинета, Горное училище, 1796-1800].

Источник:
Указ «о новом разделении в здешней столице частей и кварталов»

1798 год
Родился Брюллов Александр Павлович

-3

Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло родился Брюллов Александр Павлович. Русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший брат Карла Павловича Брюлова.

Источник:
Родился Брюллов Александр Павлович

1908 год
Основано Еврейское историко-этнографическое общество

-4

Создано в 1908 по инициативе историка С. М. Дубнова на базе Историко-этнографической комиссии, основанной в 1892 при Обществе для распространения просвещения между евреями в России. С 1916 года имело собственный музей (Васильевский остров, 5-линия, 50); в 19081930 годах при обществе выходил журнал «Еврейская старина». Закрыто в конце 1929 года, а в 1930 ликвидирован и музей.

Источник:
Основано Еврейское историко-этнографическое общество

1963 год
Началась травля Бродского

-5

29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А. Ионина, Я. Лернера, М. Медведева был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского, где о нем и его ближайшем окружении было сказано, в частности, следующее, вы только вчитайтесь в этот слог:

«…Несколько лет назад в окололитературных кругах
Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. <…> Приятели звали его запросто – Осей. В иных местах его величали полным именем – Иосиф Бродский. <…> С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно. <…> Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу?

<…> Тарабарщина, кладбищенски-похоронная тематика – это только часть невинных развлечений
Бродского. <…> еще одно заявление: «Люблю я родину чужую».

Как видите, этот пигмей, самоуверенно карабкающийся на Парнас, не так уж безобиден. Признавшись, что он «любит родину чужую»,
Бродский был предельно откровенен. Он и в самом деле не любит своей Отчизны и не скрывает этого. Больше того! Им долгое время вынашивались планы измены Родине.

<…> Кто же составлял и составляет окружение
Бродского, кто поддерживает его своими «ахами» и «охами»?

Марианна Волнянская,
1944 года рождения, ради богемной жизни оставившая в одиночестве мать-пенсионерку, которая глубоко переживает это; приятельница Волнянской – Нежданова, проповедница учения йогов и всяческой мистики; Владимир Швейгольц, физиономию которого не раз можно было обозревать на сатирических плакатах, выпускаемых народными дружинами; <…> уголовник Анатолий Гейхман; бездельник Ефим Славинский, предпочитающий пару месяцев околачиваться в различных экспедициях, а остальное время вообще нигде не работать, вертеться около иностранцев. Среди ближайших друзей Бродского – жалкая окололитературная личность Владимир Герасимов и скупщик иностранного барахла Шилинский, более известный под именем Жоры.

Эта группа не только расточает
Бродскому похвалы, но и пытается распространять образцы его творчества среди молодежи. Некий Леонид Аронзон перепечатывает их на своей пишущей машинке, а Григорий Ковалев, Валентина Бабушкина и В. Широков, по кличке «Граф», подсовывают стишки желающим».

В конце статьи содержался
прямой призыв к органам оградить Ленинград и ленинградцев от опасного трутня:

«Очевидно, надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как
Бродский, не место в Ленинграде. <…> Не только Бродский, но и все, кто его окружает, идут по такому же, как и он, опасному пути. <…> Пусть окололитературные бездельники вроде Иосифа Бродского получат самый резкий отпор. Пусть неповадно им будет мутить воду!»

Организованная травля разрасталась; оставаться в
Ленинграде Бродскому было опасно; во избежание ареста друзья в декабре 1963 года увезли поэта в Москву.

2 января 1964 г., в квартире переехавшего в Москву Е. Рейна на Кировской, Бродский узнал от Л. Штерн, что его невеста Марина Павловна Басманова (родители молодых с обеих сторон резко отрицательно относились к их встречам) встретила Новый год вместе с Д. Бобышевым на даче общих друзей Шейниных в Зеленогорске (под Ленинградом). Поэт, полный дурных предчувствий, срочно вернулся в Ленинград, где узнал о постельной измене невесты и низменном, бытовом предательстве своего друга.

Двадцатитрехлетний
Бродский чрезвычайно тяжело пережил этот двойной гадкий удар от очень близких ему людей (возможно, исключительная сила этих переживаний, которые он выносил в себе, в значительной степени усугубила его сердечную болезнь, ставшую причиной его преждевременной смерти).

Вскоре его ждала другая беда: вечером
13 февраля 1964 года на улице Иосиф Бродский был неожиданно арестован.

Источник информации:
brodskij.clubleader.ru/?p=33