Когда до самолета оставалось всего три дня, и денег осталось маловато, у Анны забарахлил ее телефон.
Забыл отметить, что сотовая связь на Кубе принадлежит одному государственному оператору, который выдает временные симки туристам. Цены такие, что Билайн по сравнению с этим сервисом – благонравный церковный приход. Связь весьма дорогая и неустойчивая. Так же надо научиться набирать номер одного и того же человека из разных мест Кубы, меняя начальные цифры. Про сотовый Интернет я вообще молчу, ибо его не было от слова совсем. Даже по кабелю в Гаване была нереально долгая загрузка сайтов.
Убедившись, что ее телефон на самом деле сломан, я предложил ей помощь в покупке нового аппарата. Я был уверен, что вряд ли на Кубе продаются дорогие телефоны. И как же я ошибался!
Анна покатала меня на машине по районам Гаваны, где туристов видят раз в пятилетку. Зато там был салон сотовой связи. На полке лежал местный супермодный девайс за 30 CUC. Без экрана, кнопочный, память симки на 30 номеров, на вид похожий на те аппараты, которые носили с собой братки в красных пиджаках в 90-х.
-Эта модель разработана в Китае специально для Кубы.
Сообщила Анна.
Рядом были аппараты получше и похуже, но это был всё равно хлам. Покупать такое для дамы было стыдно.
Я спросил.
-И всё, больше ничего нет?
-Есть возможность купить привозной телефон с рук.
-Узнай, есть ли там еще телефоны и какие.
Анна созвонилась с очередным знакомым, и через пять минут сказала.
-Вчера из Венесуэлы прилетел эээ… mercader (барыга), и привез четыре айфона!
Ее глаза загорелись.
-Ладно, когда он будет готов показать нам айфон?
-Ночью.
Так я воочию столкнулся с черным рынком Гаваны. Продажа сигар с рук и прочей мелочевки – это не в счет. Сигар я накупил очень много и по крайне низким ценам. А вот покупка незаконно ввезенного айфона была намного интереснее.
Мы посетили жилье барыги. Его родственники чинно-благородно играли на Сони Плейстейшн посреди отлично отремонтированной квартиры, которая была в центре Гаваны на пятом или шестом этаже. Группа кубинцев разговаривала о чем-то своем. Хозяин предложил нам сесть в новые кресла и предложил упакованный айфон. Я осмотрел коробку. Да, это был настоящий аппарат, как это ни странно. Реальный Apple.
-Сколько он хочет?
Барыга озвучил цену, которая была для меня приемлима. Не особенно дорого.
Анна заворожено смотрела на телефон, не веря глазам. Это был царский подарок. Невероятный, невозможный, совершенно недоступный для 99% кубинцев.
Я отсчитал деньги и передал их парню. Без лишних вопросов мы купили айфон для Анны.
Но на этом сказка не закончилась. Ночь блистала звездами, когда она аккуратно распаковала подарок и попыталась вставить в него сим-ку. Многие читатели сразу догадались, что сим-ка была старого образца и просто не влезла в айфон. Анна тыкала ее и так и эдак, пока не убедилась, что это дело непростое. Она снова взялась звонить друзьям. И снова мы ехали какими-то переулками вдоль моря по неосвещенным улицам в злачные места.
Это был своего рода гараж, в котором работало несколько парней. Увидев Анну, они радостно поприветствовали ее. Она вышла, сказав мне.
-Подожди здесь. Сейчас решим проблему.
Я вышел, достал сигару и закурил. Тишина прерывалась разговорами в гараже, ворота которого были настежь раскрыты. Анна достала айфон и свой старый телефон. Парни посовещались и стали действовать. Я им не мешал и смотрел издалека. Я был уверен, что они сделают что-то нехорошее с драгоценным айфоном. Но минут через двадцать Анна вышла к машине, светясь от счастья. Аппарат работал! Мастер идеально точно срезал лишний пластик и подогнал сивку. Золотые руки, что и говорить…
С этой минуты я временно отошел на второй план. Айфон поглотил внимание Анны. Я думаю, что она была первой кубинкой с айфоном. Ее подруги умерли от зависти на месте. Она звонила с него всем и хвасталась. Какие эмоции она испытывали – это надо было видеть. Как ребенок, получивший самый желанный подарок на свете. Она водила пальцем по экрану, училась управлять аппаратом.
Мне было не жалко. Анна сделала много для меня, и такой подарок был кстати. Пусть наслаждается. Многие, вероятно, порицают такой уровень отношений, и зря.
Анна нашла «Киа Рио» в три раза дешевле, чем стоит государственный прокат машин. Она покупала еду за копейки, точнее за песо, и обладала массой связей, которые сильно помогли в этом путешествии. Она знала о Кубе очень много и благодаря ей я узнал и увидел массу того, что никогда не увидит обычный пакетный турист. Я увидел так же изнанку Кубы, ее бедность, нужду и надежду. Я УВИДЕЛ НАСТОЯЩУЮ КУБУ, и я был благодарен Анне за все. И чтобы не выглядеть жлобом, я сделал ей отличный подарок.
Самолет на Москву вылетал завтра утром. Денег почти не осталось. Я был пресыщен этой поездкой, устал, сгорел, выдохся.
Анна оккупировала руль машины и повезла нас на ночной Малекон. Она была немного подшофе, но вела уверенно. Пьяная она водила лучше, чем я трезвый. Она влетала в узкие улочки, едва не царапая стены. Набережная встретила нас огнями.
-Знаешь, тут ночью собираются гомосексуалисты. Ночью тебе тут лучше одному не ходить.
Она весело рассмеялась.
Машина вошла в небольшой тоннель у набережной и носом зарылась в воду, скопившуюся после ливня. За нами так же влетали машины и превращались в батискафы с фарами. Колеса шли по глубокой воде.
Ночь прощания. А утром я взял свой изрядно похудевший рюкзак, оставил хозяйке касы остаток денег, выпил кофе и вышел на улицу. Анна бибикнула, приглашая скорее сесть в машину.
Кстати, существует ошибка «самоходчиков», покупающих номер в отеле, но при этом в самом отеле они не живут, а катаются по стране. Это – лишняя трата денег. Не делайте так. Кубинская каса – лучший вариант. Оставил вещи в ней и уехал на пару недель колесить на машине.
Дорога на аэропорт, только в обратном направлении. Анна болтала, но во взгляде читалась легкая грусть. Нет, она не влюбилась и не переживала. У нее долгое время была отличная компания, иные разговоры, иная жизнь. Теперь всё это исчезнет. Прокат нашей машины работал еще два дня, но потом она снова была без колес. Зато по дороге она нахватала массу желающих пройтись по Гаване, и ей уже названивали туристы.
-Какие-то старики звонили! Хотят ощущений. Чикас (девочек) хотят. Но я их отведу куда надо, а дальше пусть они сами договариваются.
Пальцем она успевала листать новые фотографии на айфоне. Она уже была в будущих экскурсиях, строила свои планы. В общем-то, благодаря мне она смогла вырваться из столицы и прокатиться по острову.
Киа Рио остановилась у аэропорта. Одинокий самолет ждал пассажиров на поле. Утреннее солнце слепило вовсю. Анна приосанилась, поправила длинные волосы и взглянула в зеркало.
-Пошли, я провожу тебя.
Ее не пустили далеко. Я пошарил по карманам, нашел последние 70 CUC и отдал ей. Она улыбнулась.
Честно, я не помню наш прощальный разговор. Он был короткий. Она поцеловала меня от души и махала мне рукой вслед, пока я шел на паспортный контроль.
Потом ее фигурка в черных шортах и черной майке исчезла. Вот и всё. Конец моему приключению.
В баре аэропорта я впервые за долгое время услышал русскую речь без акцента, а не мешанину русско-английско-испанских слов, к которым привык за три недели.
-Кофе с молоком.
Холеная блондинка-красотка заказывала напиток у бармена по-русски. Тот не понимал. Она сердилась.
-Cafe con leche.
Перевел я.
Она удивилась.
-Лечо? Что за лечо?
-Это молоко.
Она оглядела меня. Сгоревший, потертый, в видавших виды темных очках «Рэйбен», я не произвел на нее впечатления. Она гордо отошла в сторону со своим заказом. У меня был вид бродяги, а не цивильного туриста.
«Что она делает в Варадеро? Искала своих приключений?»
Но я точно знал, что блондинка даже не представляет, что находится за пределами курорта. Ее это не интересовало.
Купить я ничего не мог, поэтому я пошел в самолет, как только объявили посадку.
Прощай, Куба!
Мы взяли курс на Россию, в которой был пасмурный холодный март, снег с дождем, серость и унылость.
PS. У Кубы есть необъяснимое свойство звать назад. Я чувствую это влечение. Эта сильная магия воздействует на меня. Несмотря на то, что на Кубе были и неприятные впечатления и падения, я хочу вернуться туда, как только представится возможность.