Найти тему
В школе и дома

Плохие знания в школе: кто виноват?

Не могу успокоиться, хочется еще раз этот вопрос обсудить. Как говорит моя дочь, гельштат не закрыт. )))

Согласие родителей на публикацию данного фото имеется!
Согласие родителей на публикацию данного фото имеется!

В нашей стране для кого-то незаметно постепенно, а для кого-то рывком, в один момент, изменилось отношение к учителю.

Прогуляемся по истории. Посмотрим на первых учителей, которых нанимали для своих отпрысков богатые люди. Виноваты они были, если ребенок ничего не выучил? По-разному. Если родители сами были не семи пядей во лбу, они могли даже и не понять, что что-то идет не так и занятия проходят впустую. Могли даже нанять человека, который в принципе не был способен чему-либо научить. Но иногда попадались и такие, которые детям позволяли все, но если они не выучили уроки, потому что баловались и издевались над учителем, то виноватым делали учителя.

Затем появились первые школы. В них уже были совсем другие порядки. Тут, если ребенок что-то не выучил, вина возлагалась исключительно на ребенка. Не выучил? Розги. И никто не смотрел, способен в принципе выучить или, может, у него интеллектуальные нарушения. Метод «лечения» один.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда образование стало доступно крестьянским детям, розги плавно перешли из школы домой. Тут уже родители, которые понимали, как важно образование, обрадованные, что у ребенка появилась такая возможность, драли три шкуры, чтобы осознал, какой шанс он может упустить. Опять ответственность лежала исключительно на ребенке.

Та же система работала и в Советском Союзе. Никому в голову не приходило, что учитель что-то не так преподал, что на него можно пожаловаться за плохое качество преподавания, недостаточную компетентность и даже за рукоприкладство (вспомните методы А. С. Макаренко, думаю, и своих педагогов многие вспомнят).

А потом вдруг появились фразы: «Когда учитель ставит двойку, он ставит ее самому себе». «Я выполняю свою работу, а учитель должен выполнять свою. Почему я должна с ребенком заниматься дома? Меня этому не учили!» Пошли жалобы: «Учитель повысил голос на моего ребенка! Схватил его за руку! Ударил учебником по голове так, что ребенок получил сотрясение мозга!»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Какой подход более верен?

Думаю, как обычно, истина где-то посередине.

Во-первых, следует признать, что качественно проводят уроки не все учителя. Как человек, работающий в самой обычной из всех обычных школе, скажу, что таких учителей немного. Рискну предположить, что в лучших лицеях и гимназиях их вовсе нет.

Во-вторых, родителям следует отбросить амбиции и признать, что генетический материал у детей, приходящих в школу, очень разный. Гениев, способных на лету схватывать то, что преподает учитель, не так много.

Поэтому 1) бить и ругать ребенка за то, что он плохо учится – не вариант; 2) обвинять учителя за то, что ребенок плохо учится, вариант еще хуже.

Как бы ни мечтали родители о том, чтобы все домашние задания отменили, они должны признать, что в этом случае качество знаний сильно упадет. Поэтому есть два варианта: если вас абсолютно не интересует, что и как ребенок усвоил в школе, можно не выполнять домашние задания, не помогать ребенку в начальной школе, не нанимать ребенку репетиторов в среднем и старшем звене. И НЕ ЖАЛОВАТЬСЯ на то, что учитель не смог научить ребенка, который не только не гений, но даже и вообще не понимает, зачем затеяли эту бодягу со школой. Мотивации приложить усилия у него нет никакой. Он не понимает, как учеба связана с его будущим. Тут уж ни один суперпрофессионал не поможет, не то что обычный учитель в обычной школе.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Напротив, если вы понимаете, что знания очень важны, что нельзя убирать руку с пульса ни на один день, то надо разбирать домашние задания, зубрить таблицу умножения, словарные слова и лексику на английском, вникать в правила, разбирать задачи. Если ваш ребенок не гений и того, что объяснили в школе, ему не хватило.

Смиритесь, что учеба – это труд, тяжелый труд для ребенка. Знания добываются так же тяжело, как уголь в шахте. Невозможно добиться успехов, просто развлекаясь и выполняя задания левой ногой. Если родителям повезло, и у них гений, то он все равно не добьется больших успехов без усердия, вся его гениальность быстро исчезнет, потому что, как известно, все гении пахали, обливаясь потом, чтобы действительно чего-то добиться.

И даже любимый мной Ш. Амонашвили учил, что без преодоления нет роста. Если ребенку всегда хорошо в школе, он не испытывает никакого напряжения, затруднений, преодоления себя, значит, интеллектуального роста нет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Я часто привожу в пример японскую школу, которая как раз находится в топе по качеству образования. Та учатся иногда по 16 часов в день. И дело не в менталитете, а в осознании, что если ты не выложишься на все 100 %, то быстро выпадешь из обоймы, ничего в жизни не добьешься, не сможешь получить высшее образование.

А у нас все свалили на учителя. Не знает таблицу умножения – виноват учитель. Не может и двух слов связать в устной речи – виноват учитель. Не может прочитать текст без запинок – виноват учитель. Не может сочинить даже одно предложение – виноват учитель. Извините, но у учителя максимум 1 минута урока на каждого ученика. И зубрить с каждым таблицу умножения, отрабатывать технику чтения, нет никакой возможности.

Не является нарушением закона о персональных данных, поскольку фото уже 8 лет, опознать детей по нему невозможно.
Не является нарушением закона о персональных данных, поскольку фото уже 8 лет, опознать детей по нему невозможно.

Так что, дорогие родители, выбор за вами. Либо вам это образование абсолютно не нужно, тогда и спите спокойно, не обращайте внимания на плохие отметки. Либо сотрудничайте с учителем. Помогайте, вдохновляйте, убеждайте, развивайте, а не жалуйтесь, что учитель плохо работает.

Опять же в маленьких классах жизнь родителей значительно облегчается, потому что учитель может больше времени уделить каждому ребенку, а отвлечься здесь сложнее, потому что все как на ладони. Вот почему я за маленькие классы, не более десяти человек. И пока государство не может этого обеспечить, приходится организовывать альтернативные способы обучения, например частные школы, репетиторские центры.

У нас родители заметили и еще один плюс: дети учатся взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и со старшими, с младшими.

Праздник в репетиторском центре "Логос"
Праздник в репетиторском центре "Логос"

А как вы считаете, кто виноват в том, что дети в школе ничего не знают? Ну, и, по традиции, другой русский вопрос: что делать?

Итоги дискуссии здесь.

P.S. Наткнулась на статью, которая эту же проблему раскрывает с другой стороны, но суть та же: где зона ответственности ребенка? Хороша тем, что предлагает и решение проблемы.