Не могу успокоиться, хочется еще раз этот вопрос обсудить. Как говорит моя дочь, гельштат не закрыт. )))
В нашей стране для кого-то незаметно постепенно, а для кого-то рывком, в один момент, изменилось отношение к учителю.
Прогуляемся по истории. Посмотрим на первых учителей, которых нанимали для своих отпрысков богатые люди. Виноваты они были, если ребенок ничего не выучил? По-разному. Если родители сами были не семи пядей во лбу, они могли даже и не понять, что что-то идет не так и занятия проходят впустую. Могли даже нанять человека, который в принципе не был способен чему-либо научить. Но иногда попадались и такие, которые детям позволяли все, но если они не выучили уроки, потому что баловались и издевались над учителем, то виноватым делали учителя.
Затем появились первые школы. В них уже были совсем другие порядки. Тут, если ребенок что-то не выучил, вина возлагалась исключительно на ребенка. Не выучил? Розги. И никто не смотрел, способен в принципе выучить или, может, у него интеллектуальные нарушения. Метод «лечения» один.
Когда образование стало доступно крестьянским детям, розги плавно перешли из школы домой. Тут уже родители, которые понимали, как важно образование, обрадованные, что у ребенка появилась такая возможность, драли три шкуры, чтобы осознал, какой шанс он может упустить. Опять ответственность лежала исключительно на ребенке.
Та же система работала и в Советском Союзе. Никому в голову не приходило, что учитель что-то не так преподал, что на него можно пожаловаться за плохое качество преподавания, недостаточную компетентность и даже за рукоприкладство (вспомните методы А. С. Макаренко, думаю, и своих педагогов многие вспомнят).
А потом вдруг появились фразы: «Когда учитель ставит двойку, он ставит ее самому себе». «Я выполняю свою работу, а учитель должен выполнять свою. Почему я должна с ребенком заниматься дома? Меня этому не учили!» Пошли жалобы: «Учитель повысил голос на моего ребенка! Схватил его за руку! Ударил учебником по голове так, что ребенок получил сотрясение мозга!»
Какой подход более верен?
Думаю, как обычно, истина где-то посередине.
Во-первых, следует признать, что качественно проводят уроки не все учителя. Как человек, работающий в самой обычной из всех обычных школе, скажу, что таких учителей немного. Рискну предположить, что в лучших лицеях и гимназиях их вовсе нет.
Во-вторых, родителям следует отбросить амбиции и признать, что генетический материал у детей, приходящих в школу, очень разный. Гениев, способных на лету схватывать то, что преподает учитель, не так много.
Поэтому 1) бить и ругать ребенка за то, что он плохо учится – не вариант; 2) обвинять учителя за то, что ребенок плохо учится, вариант еще хуже.
Как бы ни мечтали родители о том, чтобы все домашние задания отменили, они должны признать, что в этом случае качество знаний сильно упадет. Поэтому есть два варианта: если вас абсолютно не интересует, что и как ребенок усвоил в школе, можно не выполнять домашние задания, не помогать ребенку в начальной школе, не нанимать ребенку репетиторов в среднем и старшем звене. И НЕ ЖАЛОВАТЬСЯ на то, что учитель не смог научить ребенка, который не только не гений, но даже и вообще не понимает, зачем затеяли эту бодягу со школой. Мотивации приложить усилия у него нет никакой. Он не понимает, как учеба связана с его будущим. Тут уж ни один суперпрофессионал не поможет, не то что обычный учитель в обычной школе.
Напротив, если вы понимаете, что знания очень важны, что нельзя убирать руку с пульса ни на один день, то надо разбирать домашние задания, зубрить таблицу умножения, словарные слова и лексику на английском, вникать в правила, разбирать задачи. Если ваш ребенок не гений и того, что объяснили в школе, ему не хватило.
Смиритесь, что учеба – это труд, тяжелый труд для ребенка. Знания добываются так же тяжело, как уголь в шахте. Невозможно добиться успехов, просто развлекаясь и выполняя задания левой ногой. Если родителям повезло, и у них гений, то он все равно не добьется больших успехов без усердия, вся его гениальность быстро исчезнет, потому что, как известно, все гении пахали, обливаясь потом, чтобы действительно чего-то добиться.
И даже любимый мной Ш. Амонашвили учил, что без преодоления нет роста. Если ребенку всегда хорошо в школе, он не испытывает никакого напряжения, затруднений, преодоления себя, значит, интеллектуального роста нет.
Я часто привожу в пример японскую школу, которая как раз находится в топе по качеству образования. Та учатся иногда по 16 часов в день. И дело не в менталитете, а в осознании, что если ты не выложишься на все 100 %, то быстро выпадешь из обоймы, ничего в жизни не добьешься, не сможешь получить высшее образование.
А у нас все свалили на учителя. Не знает таблицу умножения – виноват учитель. Не может и двух слов связать в устной речи – виноват учитель. Не может прочитать текст без запинок – виноват учитель. Не может сочинить даже одно предложение – виноват учитель. Извините, но у учителя максимум 1 минута урока на каждого ученика. И зубрить с каждым таблицу умножения, отрабатывать технику чтения, нет никакой возможности.
Так что, дорогие родители, выбор за вами. Либо вам это образование абсолютно не нужно, тогда и спите спокойно, не обращайте внимания на плохие отметки. Либо сотрудничайте с учителем. Помогайте, вдохновляйте, убеждайте, развивайте, а не жалуйтесь, что учитель плохо работает.
Опять же в маленьких классах жизнь родителей значительно облегчается, потому что учитель может больше времени уделить каждому ребенку, а отвлечься здесь сложнее, потому что все как на ладони. Вот почему я за маленькие классы, не более десяти человек. И пока государство не может этого обеспечить, приходится организовывать альтернативные способы обучения, например частные школы, репетиторские центры.
У нас родители заметили и еще один плюс: дети учатся взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и со старшими, с младшими.
А как вы считаете, кто виноват в том, что дети в школе ничего не знают? Ну, и, по традиции, другой русский вопрос: что делать?
P.S. Наткнулась на статью, которая эту же проблему раскрывает с другой стороны, но суть та же: где зона ответственности ребенка? Хороша тем, что предлагает и решение проблемы.