У каждой коллекции есть своя цель и свой предел. Невозможно собрать «все», особенно в парфюмерии.
Если коллекции нумизматов, любителей антиквариата или живописи сосредоточены на периоде, именах или тематике, то в парфюмерии такие коллекции крайне редки.
По большей части парфюмерные коллекции основываются на одном принципе «нравится».
Когда я только начинала формировать свою коллекцию, мне хотелось собрать все. И винтажи, и символы разных эпох, и новинки, и селективы, и люкс и авторскую парфюмерию.
Какое-то, самое первое время, мне казалось, что это возможно. Потом я обнаружила себя посреди океана парфюма и осознала, что «все» должно иметь разумный предел.
Я стала присматриваться, как ограничивают или завершают свою коллекцию девочки с большим стажем коллекционирования парфюма.
Одним из таких потрясений стала многолетняя коллекция в тазиках. Я не помню, как звали владелицу. Помню, что собирала она эту коллекцию много лет и говорила что у нее около 200 флаконов, и около 800 атомайзеров. Флаконы ока не показывала, а вот фото атомайзеров выложила. Это были два приличных по диметру, но невысоких пластиковых тазика, набитых атомайзерами.
Сложно сказать, что я испытала тогда. То ли восторг и белую зависть неофита – столько разных ароматов, столько ольфакторных впечатлений! То ли разочарование и чуть ли не презрение – вот ради этого мы себя ограничиваем во многом, тратим время, деньги, энергию, пространство и нервы, чтобы стать обладательницами пластиковых тазов с атомайзерами?!
Еще один инсайт поджидал меня во время покупки аромата у девушки с прекрасной коллекцией. Девушка была красивая, умная и молодая. Лет 30, ну, максимум, 35. Знаете, почему она распродавала свою коллекцию из 200 почти полных флаконов?
Потому что осознала, что не успеет использовать их за свою жизнь! И ей стало грустно. И хотелось новых ароматов, а старых уже столько, что жизни не хватит. И да, у нее был маленький сын и никаких надежд «передам дочери».
Так что она распродала собранное и начала собирать заново.
Так делают многие. С одной стороны, можно сказать, что в нашей стране инвестиции в ароматы – одни из самых доходных. Цена на ароматы растет с курсом доллара. С годами стоимость запечатанного аромата также увеличивается. Так что можно собирать ароматы как инвестиции.
Особенно их цена возрастает, когда аромат снимают с продажи, или когда на пике творческого взлета уходит из жизни парфюмер.
Так было с ароматами Моны ди Орио. Если полноценный флакон на пике ее славы стол около 7 тысяч рублей, то сейчас – около 30 тысяч рублей, спустя несколько лет. Попробуйте купить на 7 тысяч ценных бумаг, чтобы учетверить его без риска потерять капитал. Не получится за то же самое время в нашей стране. Но если доллары, акции, облигации и что там еще бывает у умных людей, продаются за несколько минут, то с возни с продажей ароматов еще больше, чем с продажей недвижимости.
Репутация знатока парфюмерии и честного продавца в определенных местах зарабатывается годами. В остальных случаях надо доказать подлинность флакона, особенно если аромат часто подделывают.
Покупателей очень немного – это весьма узкая ниша, и цена должна отличаться от цены в магазине, чтобы человек захотел купить «с рук». Да еще аромат должен быть в идеальной сохранности, а это – особая песня.
Летом 2010 года, когда вся Москва задыхалась от торфяников и дикой жары, собиратели парфюмерных коллекций метались в попытках спасти ароматы. От страшной жары ароматы выпаривались, резко уменьшались в количестве, портились, а в холодильник – нельзя, можно убить аромат.
Не у всех были кондиционеры и винные погреба с идеальными температурами, много ароматов погибло.
Многие ароматы выпариваются через не очень хорошо завальцованный спрей. Я сама по глупости утратила аромат Микаллеф, целых 50мл, потому что он продавался с притертой пробкой и грушей-пульвелизатором «под винтаж». Не знаю, каким местом я думала, когда решила, что притертая стеклянная пробка недостаточно плотно закроет флакон и оставила его в коробке, но с грушей на несколько месяцев. Итог – половина миллиметра тягучей коричневой жидкости на донышке флакона. И все.
Ну, и, наконец, надо признать, что мы, наши поведенческие реакции, наши предпочтения и вкусы, наша любовь и ненависть – вещи непостоянные и зависят от множества непредсказуемых факторов. Мы меняемся и часто растем. А иногда – деградируем. И вместе с этими изменениями меняются предпочтения ароматов. А некоторые остаются с нами всю жизнь.
Какой из этого вывод сделала я?
Что мне надо 5-6 ароматов одновременно, не больше.
1. Утренний, легкий и ненавязчивый, чтобы не душить людей в транспорте, и чтобы за дорогу он выветрился.
2. Самый любимый на данный момент, на рабочем столе. Это ресурс на рабочий день – на секундочку отдыха, на приятные ощущения, на ритуал начала дня, середины и предвкушения прекрасного вечера.
3. Что-то сезонное «На весну, на лето, на осень…» Можно носить в жару Шалимар, закон нам не запрещает, конечно. Но для меня Шалимар это поздняя осень, зима. И такие сезонные предпочтения, мне кажется, стали привычны для многих.
4. Торжество, выход в свет, в театр, на встречу с друзьями. Тут в ход идут винтажи или яркие, вычурные ароматы, которые неуместно носить в офисе.
5. Аромат для «вечеров при свечах»
6. И – пижамка. Впрочем, «при свечах» и «пижамка» вполне могут быть одним ароматом, а «пижамки» может не быть вовсе, но это другая история.
И что с моей личной коллекцией? Она все-таки есть. И довольно большая. И иногда я докупаю ароматы, которые хотела в коллекцию и вот они по прекрасной цене. Но пополнения – все реже и реже, потому что лет за десять активной жизни и собирательства, приходит все-таки насыщение и понимание, что для счастья надо немного, но все – самое лучшее.