Вашему малышу 8 или 10 месяцев, и вам кажется, что что-то в его развитии не так. Как-то не так играет, не так смотрит, молчит... Или все так, и вам хочется, чтобы так и было дальше. Как предотвратить возможные нарушения развития, и как скорригировать проблемы как можно раньше?
Даже если что-то действительно не так, а увидеть, к примеру, аутистический спектр, или серьезные нарушения артикуляционной моторики можно довольно рано - вряд ли какой-то специалист возьмёт ребенка до года на коррекцию, по той простой причине, что никакие приемы традиционной педагогической коррекции с ребенком до года неприменимы. Не говоря уж о естественном симбиозе мама+малыш. Выход, по сути, один - самообразовываться маме.
Самое интересное, что многие методы коррекции и профилактики нарушений развития в раннем возрасте - по сути просто хорошо забытый возврат к традиционной народной педагогике.
Пример - так называемый сейчас "педагогический прикорм", являющийся прекрасной профилактикой нарушений артикуляционной моторики и стимуляцией как артикуляционного аппарата, так и сенсорной сферы в целом. Можно не платить большие деньги специалистам в области коррекции, а просто выбросить блендер и вспомнить, как прикармливали малыша тысячелетиями до его появления.
Первый прикорм малыш получал ровно тогда, когда сам проявил интерес и сам смог его из посуды взрослого добыть. Сначала чуть-чуть - пока донесет, пока по дороге половину потеряет... А мама не ждёт, она в это время все доела. Через месяц-два маме достается все меньше, ребенку все больше и, наконец, юный профессионал получает отдельную посуду и ложку, если оная в принципе принята в культуре.
Тысячелетиями это происходило в среднем в возрасте одного года, происходит и сейчас с детьми, родители которых практикуют с ними такой тип прикорма. В год ребенок вполне в состоянии есть сам ложкой, жуя абсолютно все, кроме кусков отбивной. И более того, именно это - физиологично.
Это мы про артикуляционную моторику говорили. А есть ведь ещё и сенсорика! Соленое, сладкое, кислое, твердое, густое, жидкое, горячее, холодное, размазать, похлопать, раздавить, пинцетный захват... Не хотите потом платить деньги специалисту по сенсорной интеграции - выбрасывайте блендер.
А если подавится?! Да, возможно. Так он и в три года подавится, если вы до трёх блендерить будете. Причем гораздо с бОльшей вероятностью, потому что знакомиться с твердой пищей физиологично до года, потом - тяжелее будет.
Туда же, куда и бледер, специалисты в области коррекции нарушений развития советуют отправить и ходунки с манежем. Ребенок научился ползти и взаимодействовать с пространством не для того, чтобы облизывать сетку манежа. Облизать он должен и всю посуду, и всю мебель, и всю обувь в доме. И это - сенсорное развитие, познание предметного мира, развитие речи - ведь наши первые слова это именно названия предметов и объектов этого мира.
Чем более обеднена среда вокруг ребенка - тем больше вероятность нарушений развития. Всегда надо помнить, что развитие в раннем возрасте идёт очень быстро. И очень легко пропустить период, важный для развития какой-либо функции. И потом этот период уже никогда не восполнится, и овладеть этой функцией впоследствии будет гораздо сложнее.
А ещё - колыбельные, пестушки и потешки. Наша речь - это ритм, ритм - это все перечисленное.
Ну и минус все гаджеты и мультики до года точно, а лучше до двух. Лучше и до трёх, но не будем уж о грустном и нереальном.
И говорю абсолютно серьезно - вышеприведенных "банальностей" может дать вполне достаточно для профилактики и коррекции не очень тяжелых нарушений развития.