Найти тему
Андрей45

Поддержка Дзюбы от авиакомпании "Победа"

11.11.2020
11.11.2020

11 ноября 2020 года Боинг 737-800 VQ-BTJ авиакомпании "Победа", выполнявший рейс PBD407 по маршруту Москва-Екатеринбург, в небе над Нефтекамском отклонился от утвержденного плана полёта и в течение более 20 минут совершал внетрассовые манёвры, изобразив с помощью виражей фаллический символ, который можно наблюдать по данным FlightRadar24.

«Мы не знаем, что именно могло померещиться в траектории полёта нашего самолёта, но, возможно, что капитаны «Победы» так выразили поддержку капитану сборной Артёму Дзюбе и показали свое отношение к его травле», — прокомментировал тогда представитель авиакомпании.

Назначенная на следующий день РосАвиацией проверка выяснила, что: 

В период с 11:39 до 12:08 UTC при выполнении полёта по маршруту, экипаж сообщил диспетчеру о "необходимости выполнения виражей в районе города Нефтекамска для проверки работоспособности навигационного оборудования Боинга". Диспетчер дал разрешение, борт после выполнения продолжил полет до Кольцово. 

Из объяснения командира и второго пилота следует, что 

"За семь минут до прохода Нефтекамска пропала навигационная информация от "правого" FMS, и экипажем было принято решение совершить два круга (орбиты) для чтения контрольной карты. После завершения манёвров работа навигационной системы восстановилась и экипаж продолжил полёт". 

738 оборудован двумя FMS, "левой" и "правой". При положении переключателя в положении NORMAL, "левый" FMC является основным. Отказ одного из FMC не относится к сложным и аварийным ситуациям, не приводит к отказу навигационной системы и не требует изменения плана полёта.

Также в ходе расследования комиссия обнаружила, что 10 ноября экипаж Боинга, выполнявшего рейс PBD205 из Внуково в Пулково настоятельно запрашивал у диспетчеров разрешение на выполнение манёвров вне основных трасс воздушного движения, объяснив требование "необходимостью проверки системы слива топлива". Планируемая траектория внетрассового полёта была схожей с траекторией полёта, выполненного 11 ноября. Однако тогда диспетчеры запретили пилотам выполнить полёт по такой траектории. 

В отчёте комиссии отмечается, что самолёт B737-800, на котором выполнялся рейс, не был оборудован системой слива топлива. Кроме того, авиационные правила запрещают в ходе полётов с пассажирами проводить какие-либо тренировки или имитацию отказов бортовых систем.

Комиссия обратилась в авиакомпанию "Победа" с просьбой пояснить причины включения в план полёта участка по внетрассовому маршруту. Руководство авиакомпании отказало в пояснениях, объяснив отказ тем, что Росавиация уполномочила комиссию расследовать инцидент "якобы произошедшего с самолётом рейса PBD407, но не других". При этом из отчёта комиссии следует, что планы полётов как рейса PBD205, так и PBD407 и выполнение внетрассовых манёвров было согласовано генеральным директором лоукостера Андреем Калмыковым. Причём, экипажу, следовавшему в Санкт-Петербург, выполнение виражей было навязано руководством авиакомпании.

По итогам расследования комиссия рекомендовала ПАО "Аэрофлот" "рассмотреть вопрос о соответствии руководства ООО «Авиакомпания «Победа» занимаемой должности". Кроме того, рекомендовано направить отчёт в правоохранительные и надзорные органы «для применения мер воздействия в отношении персонала» «Победы».

«Причиной авиационного инцидента явилось принятие экипажем решения об отступлении от утвержденного плана полета для выполнения самовольных, не требуемых для проверки навигационной системы (как было сообщено органам ОВД) маневрирований в горизонтальной плоскости при выполнении 11.11.2020 регулярного полета с 102 пассажирами на борту ... действия пилотов могли повлиять на безопасность полета» , — говорится в отчете. В случившемся в Росавиации обвинили руководство авиакомпании «Победа». Оно не следовало политике в области обеспечения безопасности полетов, считают в ведомстве.

На это, по мнению комиссии, указывают следующие факты:

- необходимость маневрирования самолета не была связана с обеспечением безопасности или регулярности полетов, а «явилась следствием невыполнения руководством «Победы» обязательства в части развития и поддержания культуры безопасности, которая должна определять абсолютный приоритет вопросов безопасности полетов»;

- маневрирование не требовалось для проверки навигационного оборудования. «Таким образом, руководство «Победы» не обеспечивает развитие в производственных структурных подразделениях системы сообщений персонала по безопасности полетов, гарантирующей неприменение дисциплинарных взысканий к работникам, сделавшим сообщение, за исключением случаев сознательных нарушений, халатности, преднамеренного нарушения правил и процедур авиакомпании», — говорится в отчете.

Есть подозрение, что в связи с данным инцидентом Калмыкову припомнят и прошлые не всегда обьяснимые с позиции взрослого ответственного человека действия. А именно - 

- «Победа» требовала через Арбитражный суд Москвы признать незаконным отказ регулятора рассматривать ее предложение по взлету и посадке в аэропорту Геленджика со стороны гор, чтобы избежать задержек из-за сильного ветра. Опасность полета вблизи вершин горных хребтов в сильный ветер самоочевидна любому, кто хоть мельком знакомился с авиаметеорологией и физикой атмосферы. Суд, разумеется, отказал. 

- В 2018, вероятно, в связи со скандалом по аннулированию пилотских, выданных школами, замеченными в массированных приписках налёта студентов, Андрей Калмыков заявил о "полном развале системы подготовки пилотов в России". «Государство потратило огромные деньги на их подготовку, чтобы они летали на кукурузниках. Мы готовы теперь вкладывать огромные деньги, чтобы переучить их с «кукурузников» на магистральный самолет, но не можем этого сделать, потому что на последнем этапе что-то сбоит, дипломы не выдают! Получается, что даже на «кукурузник» у нас подготовить не могут». Росавиация в ответном заявлении тогда напомнила, что "кукурузники" в учебном процессе не используются вовсе. А используемые одно- и двухмоторные ВС со стеклянной кабиной отвечают всем требованиям, предьявляемым к подготовке экипажей. 

- Отказ перевозить пассажирку с ребенком, больным детским церебральным параличем в 2017. РА тогда сочла обьяснения «крайне неуклюжими и некрасивыми». После того случая «Победа» сообщила, что уволит руководителя группы наземного обеспечения за некомпетентность в организации рабочего процесса и подготовит особое руководство для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, но осадочек, как говорится, остался.