В селе Старая Ольшанка, что примерно в 90 километрах от Воронежа по дороге на Землянск, находится чудом сохранившийся и ныне действующий православный Храм. Дорога до Храма — асфальтовая, новая. Едешь к Храму по этим чудесным, можно сказать, курортным, местам и глаз радуется. Здесь южно-русский дух, здесь южной Русью пахнет.
Первыми поселенцами в этих местах были отставные солдаты Воронежской губернии, которым по указу царя Алексея Михайловича (1657 г.) были выделены земельные наделы вдоль реки Ольшанка. Строительство Храма началось в 1787 году на месте сгоревшей деревянной церкви во имя Архангела Михаила, которая существовала с 1670 года. Поначалу сохранялось прежнее название Храма, но в 1805 году, когда было закончено строительство придела во имя Святой Троицы, он был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы.
Одно из самых загадочных изображений Троицы мы находим на иконе Андрея Рублева «Живоначальная Троица», которая сейчас хранится в здании государственной Третьяковской галереи, пройдя путь почти в 600 лет. В основе творения великого художника лежит библейское сказание о том, как к праотцу всех израилевых колен Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. Когда они подошли к жилищу Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив за трапезу.
Обычно по внешним признакам левого Ангела принимают за Дух Святой, правого — за Бога Отца, а центрального — за Сына Божьего. Это убогий взгляд на суть вещей. Важно понимать, что это явление не Самого Бога, а Ангелов Его. Поэтому православная Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы удобно идентифицировать так, как сказано выше, все равно это будет условностью, говорящей только о том, кого ангелы являют. Ибо только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изображается на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно воспроизвести, так как Бог — абсолютно трансцендентная сущность, чувственное восприятие и познание которой в принципе невозможно. Все мы идем к Богу и можем приблизиться к нему на бесконечно малое «расстояние», но никогда и ни при каких обстоятельствах не способны достигнуть Его. А общение с ним происходит посредством Духа Святого и его его посланника — Иисуса Христа. Порушите в себе веру в Дух Святой, не уверуете в Учение Иисуса Христа — потеряете связь с Богом и останетесь один на один с дьяволом. Перспектива не их приятных, неоднократно апробированная в истории нашего государства.
Гораздо важнее не идентифицировать фигуры, изображенные на иконе, а увидеть в ней символ «преодоления розни». Если внимательно приглядеться, то мы увидим, что фигуры ангелов вписываются в круг — символ единства и согласия. Известен также настоятельный совет преподобного Сергия Радонежского: чаще смотреть на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не только вовне, но и внутри себя. А увидев осознать тройственное строение всего Сущего, в том числе и человека — тело, душа и дух, постоянно находящиеся в динамическом конфликте друг с другом. И смысл нашей земной жизни заключается в том, чтобы не пропадать, но процветать в этом конфликте, научившись из зла делать добро, направив энергию конфликта, не на уничтожение всего и всея, а на благие дела.
В 1938 году Храм был закрыт. Здание использовали для хранения зерна. Скорее всего это и спасло Храм от планового уничтожения. В 1942 году Храм открыли, и с тех пор он действует постоянно. Во время оккупации села в нем размещали военнопленных. Отступая, немецкие войска захватили с собой Смоленскую икону Божией Матери, но вынуждены были оставить её в селе Устье, спасаясь от артобстрела. Местные жители вернули икону в храм, где она пребывает и поныне.
На территории храма есть могилка юродивого Антипы. Прихожане ухаживают за ней и почитают Антипу хранителем сего Святого места. По преданию юродивый Антипа был зажиточным помещиком, который в молодости совершил много грешных дел. Но потом раскаялся, заковал себя в железные оковы и поселился отшельником в землянке неподалеку от Храма. После его смерти при отпевании оковы сами расковались. Видимо он получил от Господа прощение...
С 2003 года настоятелем Храма является Отец Александр (Александр Иванович Никулин).
Этот замечательный человек — бывший десантник (впрочем, бывших десантников не бывает), в условиях минимальных финансовых и материальных ресурсов сподобился не только сохранить внешнее и внутреннее убранство Храма, но и создать в нем особую ни с чем не сравнимую ауру, притягивающую людей к этим местам. Того, кто однажды посетил этот Храм, помолился старинным иконам, припал к его Алтарю, какая-то неведомая сила будет притягивать сюда снова и снова. И, самое главное, в этом притяжении нет насилия и тревоги, а есть благость и успокоение души.
Побывав в этом Святом месте и пообщавшись с Отцом Александром, начинаешь отчетливо понимать три вещи. Во-первых, цель и смысл жизни каждого, кто уверовал в Учение Христа, состоит в стремлении к Богу, к стяжению Духа Божия, а все добрые дела, молитвы, ритуалы, посты и т.д. — лишь средства достижения этой цели. Во-вторых, Храм — это обитель Бога, то место, где верующий, соприкасаясь с Божественным, осознает, что он, пусть и маленькая, но неотъемлемая часть мироздания, ведомая Святым Духом по терниям земным к Вечности. И, в-третьих, наш земной мир прекрасен, здесь есть чем полюбоваться и насладиться, здесь любят и любимы, здесь взлетают и падают, здесь можно все, но Без Бога он пустыня.
В Храме находится много святынь, от которых не хочется отходить, но одна святыня притягивает с особой силой — это икона святой великомученицы Варвары, написанная в 1915 году мастерами Киево-Печерской Лавры.
Икона посвящена черноокой финикийской красавице Варваре, которой родной отец-язычник отрубил голову за то, что она даже под пытками не предала веру Христову и восславляла Святую Троицу. Почитается как святая не только православной, но католической, коптской, армянской и англиканской церквями. Город в США Санта Барбара назван ее именем. Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира. Перед казнью Варвара просила Господа, чтобы каждый, кто призовет ее имя и помянет ее страдания, был избавлен от внезапной смерти, сподобился исповеди и причастия.
Да и нам бы неплохо обратиться к святой Варваре с молитвой: «Святая великомученица Варвара! Дай нам всем, уверовавших в учение Христово, достойную кончину — непостыдную, безболезненную, мирную и Божественных Тайн причастную. Не удаляй помощи Своей от нас ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Входишь в этот замечательный Храм и все земное отходит куда-то в сторону. Только ты и что-то Святое вокруг тебя. И в голову невольно приходят строки:
... И понял я, что смерти, как и жизни, нет.
Есть квантовая круговерть:
Мы проявляемся, то здесь, то там,
И нету места здесь слезам.
Живем — грешим
И Бога всуе поминаем.
Помрем — пред Богом предстаем
И жизнь земную вспоминаем.
И так до самого конца,
Мы мечемся туда-сюда.
И это душу нашу бередит
Пока Господь нас в Вечности не растворит.