Найти тему

Онлайн мероприятие. С чего начать и что нужно знать организатору!?

Онлайн-мероприятие для компании МТС
Онлайн-мероприятие для компании МТС

Проштудировав перечень статей на Яндекс.Дзен ... да и вообще в интернете на эту тему, пообщавшись за последнее время со многими организаторами на тему организации онлайн мероприятий, могу однозначно сделать вывод: "Полезной и правильно структурированной информации в интернете очень мало, и еще меньше организаторов понимают, что из себя представляют онлайн мероприятия, как их правильно организовать и какие нюансы существуют.

Итак, начнем!
Для организации онлайн мероприятия глобально нужны четыре вещи: онлайн платформа, плеер трансляции, студия и команда, которая выполняет трансляцию. Разберем более подробно эти четыре составляющие.

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМА

Вообще, лично мне, само название "платформа" очень не нравится. По сути своей, онлайн платформа - это просто лендинг-страница или многостраничный сайт, на который установлен с помощью iframe плеер трансляции (например FaceCast, он один из самых популярных), чат (тоже, как правило, с помощью iframe... или уже есть в плеере), выложена программа мероприятия, ссылки на какие-либо ресурсы, zoom-комнаты и т.д.
А само название "платформа" родилось, как мне кажется, просто для придание важности данному сайту и повышения стоимости его продажи клиенту.
Ведь по сути, одностраничный сайт сделанный на Tilda или Wix c установленным на него плеером трансляции (причем, это может быть даже плеер youtube) и программой мероприятия тоже является платформой!

Самые популярные на данный момент на рынке платформы для онлайн-мероприятий:

https://zeenevents.com - онлайн-платформа, которую еще до пандемии для собственных нужд начала создавать компания Eventum Premo. Тогда еще никто не знал, что рынок офлайн-мероприятий рухнет и все уйдут в онлайн. Поэтому, платформа создавалась не на скорую руку и была хорошо продумана.
В ней все хорошо, кроме цены, которая в зависимости от задач начинается от 1.000.000 руб. и выше!
Ну и второй момент в том, что это платформа Zeen принадлежит event-агентству, которое, думаю, не прочь побороться за хорошего клиента.

https://deep.eventplatform.ru - еще одна популярная платформа для проведения онлайн-мероприятий. У нее тоже много возможностей, как и у Zeen и в то же время она дешевле. Стоимость DEEP за проект в среднем 300.000 - 600.000 руб.
Какие нюансы и обратная связь есть по этой платформе.
1. Многим клиентам она не очень нравится. Сложно от них было получить понятный ответ на вопрос: "Почему именно не нравится?! "Просто не нравится", говорили они, "Не удобно.... и все!"
2. А еще у меня есть один фидбэк от клиента (далеко не маленькой компании), которая один раз поработала напрямую с DEEP и теперь даже названия этого слышать не хочет!
Но, как говорится, всем угодить нельзя и каждому свое. Тем не менее, по DEEP, больше вопросов и негатива.

https://tellsy.pro - онлайн-платформа, которая появилась недавно, и очень многие даже о ней не слышали. До пандемии они больше занимались разработкой активностей, голосований, конкурсов и т.д., которые можно было интегрировать в офлайн и онлайн мероприятия. Но с началом пандемии расширили свой функционал, и стали предоставлять большее количество услуг для проведения онлайн-мероприятий.
Tellsy принимали участие (но как раз в формате поддержки опросов и голосований) в апрельском проекте Антона Пузырева "Так победим!"
По стоимости, по ощущениям, Tellsy чуть дешевле DEEP.

Вообще, на рынке онлайн мероприятий сейчас уже куча онлайн платформ - сайтов с различным функционалом и возможностями.
Есть например платформа у компании
https://proofix.ru, которая занимается техническим обеспечением трансляций, есть у https://sanindelaetvideo.com ... да и много у кого есть....

Повторюсь еще раз, что онлайн-платформа - это просто сайт с реализацией определенного функционала, необходимого для проведения мероприятия!

Многие организаторы сейчас идут по пути написания такого сайта (т.е. создания онлайн-платформы) именно для конкретного мероприятия. Только в этом случае можно учесть все требования ТЗ, которые технически реализуемы.

Обязательно нужно понимать, что онлайн мероприятия, как и офлайн - все разные, с разными задачами и потребностями. И порой, действительно проще и дешевле создать свою платформу, чем адаптировать существующие.

Стоимость создания не сложной платформы (сайта) может варьироваться от 5000 до 150.000 руб. и более, в случае более сложных задач!

Какие же основные «подводные камни» есть тут?!

1. Кол-во зрителей, одновременно находящихся на платформе.
Если Вы делаете трансляцию на 10-100 человек, об этом беспокоиться не стоит, и подойдет сайт, находящийся практически на любом хостинге, будь то Tilda, Wix или что-то еще.
Но если Вы делаете трансляцию от 500 зрителей и более... вот тут стоит задуматься. Кто даст гарантию, что сайт не рухнет, когда на него зайдет столько посетителей!
Общаясь тут со службой поддержки всеми известной системы Bitrix24 получил ответ: "Мы не можем ответить на Ваш вопрос! Мы таких исследований не проводили!" Т.е. если у Вас рухнет сайт на Битриксе, к Битриксу уж точно претензий не предъявишь!
Готовые платформы же, типа Zeen, Deep, Tellsy предоставляют информацию о возможном одновременном кол-ве зрителей!

2. Служба поддержки.
Делая платформу самостоятельно или с помощью разработчика-фрилансера Вы должны ответить на вопрос: "Кто организует службу поддержки для Вашей платформы во время мероприятия?" Вот представьте ситуацию, начинается онлайн мероприятие на 1000 человек, 200 из них не могут зайти на страницу по ссылке. А сайт делал какой-то фрилансер, сдал Вам работу и исчез. Все, крах! Трансляция сорвана!
Должен быть обязательно телефон/чат, куда зрители могут написать о своей проблеме, а служба поддержки фиксирует эту проблему и передает информацию о ней далее, той технической службе, по части которой устранить эту проблему. Понятно, что все может пройти и без накладок.... а если нет?! Что тогда? Что скажет Вам клиент?
Готовые онлайн платформы такую службу поддержки предоставляют.

3. Время на разработку/доработку, брендирование платформы.
Не менее недели нужно закладывать на этот процесс. Сейчас, даже готовую платформу подготовить к мероприятию менее чем за неделю никто не берется. А уж написать сайт, протестировать его, брендировать под мероприятие, согласовать итоговый вариант с клиентом... в срок, менее чем 5-7 дней просто не получится!

Поэтому, организуя каждое конкретное онлайн мероприятие нужно анализировать, что для Вас в данном случае будет проще, безопасней и выгоднее. Взять готовую платформу или "запилить" свою.

О других платформах.
По сути, соц. сети ВК, Facebook, Instagram, YouTube тоже являются платформами со своими плеерами, на которые можно вести трансляцию. Но в этой статье я о них рассказывать не буду, т.к. все-таки для серьезной бизнес-конференции нужен брендированный сайт, а не социальная сеть!
Также, на этих платформах не получится сделать мероприятие с закрытым доступом, регистрацией и оплатой за участие.

И отдельно про YouTube. Он конечно всем хорош, но при трансляции туда музыкальных композиций, которые например играет ди-джей или присутствуют в показываемом в трансляции видео-ролике, трансляцию YouTube может заблокировать за несоблюдение авторских прав. И больше Вы ее не восстановите. Так что использовать YouTube нужно с большой осторожностью!

ПЛЕЕР ТРАНСЛЯЦИИ

Он может предлагаться платформой (какой-то свой плеер, который использует платформа) или быть сторонним сервисом и интегрироваться в платформу с помощью iframe.
Наиболее популярный и стабильный сейчас плеер трансляции, который используют очень многие,
https://facecast.net/ru/

Стоимость использования этого плеера 10.000 руб. за трансляцию (не более 18 часов) до 10000 зрителей. Именно этот тариф, он называется ПРЕМИУМ, наиболее часто выбирается организаторами и тех. службами, выполняющими трансляцию. Он имеет тех. поддержку по телефону и позволяет хранить видео на серверах FaceCast до 12 месяцев.
Также, в плеере FaceCast в этом тарифе есть уже встроенный чат, а трансляция может проводится в качестве FULL HD.

Всеми известный YouTube тоже может являться плеером трансляции, но какие проблемы могут возникнуть с ним, описано выше (в конце блока про платформы).

ОНЛАЙН СТУДИЯ

Помещение (площадка), где расположено оборудование для съемки и трансляции в интернет происходящего.

Онлайн студий уже построили в Москве достаточно много, но как и в хороших офлайн площадках, в них есть и будет потребность!

Спустя пол года, когда уже многие начали делать онлайн проекты, стало понятно, что найти подходящую студию под организуемое мероприятие не так просто! Где-то нужна 1 локация, где-то 2-3, иногда даже 4 локации, из которых одновременно будет вестись трансляция.

Что тут Важно:
1. Если у Вас несколько локаций в одной студии, из которых одновременно ведется трансляция, то они должны быть акустически разделены между собой, чтобы голос спикера из одной локации не попадал в микрофон другого спикера из другой локации.
2. Крайне желательно, чтобы пультовые находились не в том же пространстве, где сидят спикеры, а в соседней комнате... ну или хоть как-то были отделены от зоны, где идет съемка. Это связано с тем, что режиссер трансляции может громко давать команды оператором, говорить какой сейчас ролик запускать в эфир и т.д., и его голос тоже может попасть в микрофон спикера.
3. Помещение должно быть без окон или с задрапированными окнами, в противном случае, солнце постоянно будет менять освещение спикеров в кадре и картинка в трансляции тоже будет сильно меняться (как правило, далеко не в лучшую сторону).
4. В студии должен быть стабильный интернет-канал, желательно не от одного провайдера (для страховки, в случае падения скорости или потери связи вообще с одним из них).

Какими бывают онлайн студии?
1. Студия с хромакеем (зеленый фон) на котором находятся спикеры. Далее, с помощью специального программного обеспечения зеленый фон убирается и вместо него можно вставить за спикерами любую картинку. Берег моря, лес, нарисованная студия. Процесс удаления зеленого фона и наложения вместо него другого изображения называется кеинг.

Вот так выглядит съемка в студии на хромакее.

Съемка в студии на хромакее.
Съемка в студии на хромакее.

А потом вместо хромакея спикеры оказываются в нарисованной виртуальной студии. Стоимость отрисовки подобной студии может варьироваться от 70.000 - 200.000 руб. (в зависимости от задач, сложности и выбранного дизайнера)

Виртуальная студия.
Виртуальная студия.


2. Студия со светодиодным экраном, где за спикерами стоит экран на который можно выводить различный контент.


3. Студия с декорациями, баннером за спиной спикеров.

 Онлайн-студия с декорациями.
Онлайн-студия с декорациями.


4. Концертная студия (для выступления артистов и групп) с контровым светом и экраном позади выступающих.

Из неплохих студий, в которых мы делали проекты - это Хромакей Центр https://chromakey.center на ул. Докукина. Там есть 3 раздельных зала: белый, черный и с хромакеем. Минимальный набор светового оборудования. Интернет от 2-х подрядчиков. Хороший подрядчик в лице Владимира Марейчева по проведению трансляций.

КОМАНДА, ВЫПОЛНЯЮЩАЯ ТРАНСЛЯЦИЮ

Это подрядчик/подрядчики, который приезжает с камерами, видеопультовыми, световым, звуковым оборудованием и формируют необходимый видео/аудио сигнал, который уже отдается в интернет и воспроизводится на платформе плеером трансляции.

Как правило, для организации трансляции привлекается как минимум 2-3 подрядчика:
1. Отвечающий за съемку (камеры, видеопультовые, сервера трансляции и т.д.) и формирующий видео сигнал для трансляции.
2. Отвечающий за звук (микшерный пульт, радиосистемы с петличными микрофонами или головными гарнитурами и т.д.) и формирующий аудио сигнал для трансляции.
3. Отвечающий за световое оборудование и правильно выставленный свет в кадре (световые приборы, штативы и т.д.).
4. Отвечающая за светодиодные экраны и плазмы в студии.
5. Отвечающий за декорации.

Часто, пункт 1 и 2; 2, 3 или даже 2,3,4 совмещает в себе один подрядчик. У некоторых компаний для выполнения несложных трансляций есть оборудование по 1,2,3 пунктам. Но выполняя тех. обеспечение сложных, больших проектов, лучше разделять подрядчиков по видео и звуку/свету/экранам. Каждый должен заниматься своим делом. Также, может получится такая ситуация, что на сложный проект подрядчик по видео Вам просто перепродаст подрядчика по свету/звуку/экранам, к которому Вы могли бы обратится сами или которого бы нашел Ваш технический директор!

В плане организации видео части трансляции лидерами рынка несомненно являются компании (которые знаю и с которыми работал я)
https://www.comdi.com и https://www.livesignal.ru , но у них прям недешево... но зато все круто!

Более простые варианты трансляции могут реализовать https://proofix.ru , https://pro-stream.ru и многие другие (с этими двумя компаниями я тоже пересекался).

Есть и совсем бюджетные варианты, когда нужно реализовать не сложную трансляцию с 2-х камер! Пишите мне в личку или в комментариях, обязательно посоветую Вам достойного подрядчика для Вашей задачи!

-5


Ну а звуковую и световую часть любого мероприятия, а также вопрос со светодиодными экранами и плазмами с легкостью может закрыть компания
Music Max Group: https://www.m-max.ru
А основным направлением ее работы является технический продакшн (простыми словами "сборка проектов под ключ"), поиск необходимых подрядчиков для выполнения сложных проектов, администрирование проекта и предоставление технического директора.
Подготовка и проработка проекта с момента получения запроса от клиента до полной его реазизации!
Также, в
Music Max Group можно получить бесплатную консультацию, как правильно организовать Ваше онлайн мероприятие.

Заявку на консультацию или расчет по Вашему онлайн мероприятию можно оставить написав письмо на почту info@m-max.ru или позвонив по многоканальному телефону 8 (495) 210-25-05

Также, на рынке уже есть достаточно много студий, которые предоставляют услугу "под ключ", т.е. в услугу входит аренда площадки все оборудование и персонал, необходимое для реализации онлайн мероприятия.

Примером таких студий (кстати, они были самыми первыми на рынке, кто быстро переквалифицировался и построил онлайн студию) является компания Luxury Sound. А вот ссылка на их проект: http://lslive.ru

Стоимость одного съемочного дня в такой студии составляет порядка 300.000-500.000 руб. (в зависимости от задач).

Друзья! Очень надеюсь, что Вам было интересно читать мою статью про онлайн-мероприятия! В любом случае, напишите пожалуйста в комментариях Ваше мнение. Возможно, я что-то упустил и это непременно нужно добавить! Буду рад за любую конструктивную критику и дополнения по делу!

В следующей статье подробно расскажу про мероприятия, которые можно проводить в Zoom.