Найти тему
Леана Коновалова

Семейное образование (что, как и почему)

Оглавление

Мы очень любим своих детей и хотим им дать как можно больше и конечно самое лучшее. Так давайте я вам расскажу свой личный опыт о "Семейном образовании". Точнее попытаюсь развеять некоторые страхи и рассказать о способе родителям выжить и не cвиxнyтьcя. ;-)

В этой статье речь идёт о детях старше 3 класса, т.е. уже с навыками обучаться самостоятельно. Как учить на СО малышей я не могу рассказать. У меня нет такого личного опыта. Предполагаю что можно, но придётся с малышами учиться вместе. Детей с 3-его и старше классов учить на СО лично родителям нет необходимости. Об этом я и хочу написать в этой статье.
Я перевела дочь на "Семейное образование" с сентября 2020 года. В своих статьях я решила делиться личным опытом и хочу помочь родителям.
Сразу проговорю: я не ярая противница очного обучения в школе, моя дочь оказалась на СО случайно, но нам правда понравилось.

Когда мне директор нашей школы не смогла предложить дистант (да, я та самая мама, ребёнок которой хорошо отучился весной 2020г), то я была в ужасе. КАК БЕЗ УЧИТЕЛЯ? Что значит СО? ...а домашка? КАК НЕТ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ? ...накрыло меня знатно... Сейчас конечно вспоминаю и смеюсь, но тогда, в кабинете директора, у меня глаза были размером с блюдце и руки затряслись. Успокаивали меня долго ;-)

Зачем на СО? Зачем мне дистант ребёнку? Всё просто, я в группе риска и болеть мне нельзя. Так что пришлось учиться срочно новому, и как обычно в авральном режиме.

Хорошо мне сразу тут на Дзене попались ГРАМОТНЫЕ статьи про СО. Канал рекламировать не могу, т.к. там "сборная солянка" и статей "не правильных" тоже хватает. Пока не знаешь какие именно читать, лучше не начинать. Запутают и уведут не в ту степь. Кончится тем, что вы перетащите "школу" домой и в СО разочаруетесь.

Почему не надо тащить "школу" в дом? ...эх, каждому делу своё место. Это разные подходы к обучению. Их смешивать крайне опасно. Давать ребёнку двойную нагрузку? А зачем? Формат очного обучения в школе практикуется и хорошо зарекомендовал себя. Формат семейного обучения уже тоже дал свои плоды. А вот всякие сращивания и вариации на тему, как раз ничего хорошего не дают.

Так и что же такое СО?

База и основа всего процесса обучения на СО -- САМООБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА!

Только не бойтесь! Если ваш конкретный ребёнок нормально учился на очном обучении. Если вы забыли вообще, что такое домашка и не вздрагиваете от звонка учителя, то ;-) гарантирую -- ребёнок справится!

Удивительно, но я знаю истории родителей, дети которых в школе плохо учились, но на СО перешли и покатило, как по маслу. Такое тоже бывает! Это связанно с особенностью усвоения материала. Дети усваивают материал с разной скоростью. К тому же не стоит забывать о стрессе в школе.

ЗАПОМНИТЕ: не все дети готовы к излишнему общению и всякие там "социализации" им тоже не нужны в таком формате. (о социализации в конце статьи, больная тема, откладываю на потом)

Идея СО -- ребёнок учится САМ! Родитель особо и не нужен в процессе. Главное сразу помочь перестроится и поддержать ребёнка. Ведь что случится, если не справится? НИЧЕГО! Вернётся ребёнок на очное будет учиться по-старинке. ВСЁ ХОРОШО!

Так у меня нет педагогического образования :-(

И НЕ НАДО! (см. выше) Ребёнок должен учиться сам и это реально, возможно и НЕ СЛОЖНО! Родитель на СО -- это группа поддержки. Ага, вот те в юбочках и с помпонами. Машем руками и ногами, кричим речёвки и прыгает от радости, когда начинает что-то путнее получатся. ВСЁ! Вот наша родительская задача. Мы -- это тот крепкий тыл!

Но где тогда взять учителя? Репетитор -- это так дорого... (*рука лицо*)

Не надо репетитора сразу и тем более не надо по всем предметам и на полное обучение. И не надо самим превращаться в учителя. Всё есть в интернете! (ссылка на статью ниже) Что-то может быть вы захотите подкупить, возможно понадобиться пара-тройка консультаций в особо сложном предмете или теме. Это вы потом (!!!) по факту увидите. Где что и как нужно будет сделать. Только не торопитесь, а примите новый формат обучения.

ПОВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЁНКА!!!

Как перестроится и чем помочь?

Для начала помочь найти видео и аудио уроки. Я уже писала ссылки и свои комментарии по выбору в статье "Можно ли ребёнку учиться не в школе? ДА!". Вообщем-то и эту статью я начала писать, т.к. увидела что ресурсы начинают СО загонять в виртуальные школы.

ТАК НЕ ПРАВИЛЬНО! ТАК ЭТО НЕ РАБОТАЕТ!

Итак вы помогли ребёнку найти видео уроки, научили выбирать учителя, который нравится РЕБЁНКУ (НЕ ВАМ!!!) и что дальше? Дальше родитель должен отступить и сесть в позу ждуна (запаситесь валерьянкой). Потому что дальше начинается адский ад и светопредставление. ...РАСШКОЛИВАНИЕ!

Что такое "расшколивание"?

Это переходный момент от привычного очного образования на новую форму обучения. Выглядит это как начать ходить на руках. ))) Первое время настолько всё дико, страшно, необычно, непривычно. Нет опоры и уверенности, всё время боишься упасть или совершить ошибку. Не можешь понять каким образом контролировать ребёнка и как оценивать знания... ...ведь родитель -- это не учитель... начинается адская путаница в голове.

...появляется дикое желание найти таких же несчастных объединиться в кучку и начать самоорганизовывать "школу" дома. Руки так и тянутся к привычному, старому, НАСТОЯЩЕМУ, тому что было с вами... и с вашей мамой... и с мамой вашей мамы.... ...а не какие-то вот эти ЫнтЫрнЭты... и начинаешь тихонечко подвывать "ОЦЕНКИ!!! ХОЧУ ОЦЕНКИ И ДОМАШКУ!!!"

Ребёнок в тот же момент в такой же кстати истерике! Точно такие же страхи и... ...а некоторые дети наоборот... говорят где-то есть мальчик который сразу смог... по слухам хорошо прошло и зашёл новый формат. Ага, я про таких слышала от знакомых моих знакомых, у которых знакомые так вот там племянник...

КОРОЧЕ РЕБЁНОК ТОМ ЖЕ В АДУ! ОТСТАНЬТЕ ОТ РЕБЁНКА!!!

(моя дочь пластом пролежала наверное недель 4-5)
Я чуть дров не наломала, но как-то вовремя совершенно случайно статья попалась "нужная". Я остановилась и села опять в позу ждуна с бокалом валерьянки.

Именно в этот период так заманчиво выглядят онлайн-школы... НЕ ВЕДИТЕСЬ!!! Там всё так привычно, оценки, расписание, уроки, домашка, учителя... ...даже почти живые, так реклама обещает... ПОТЕРПИТЕ!!! Привыкните к этому новому стоянию! Дайте ребёнку привыкнуть!

Страшно упустить время?

Ну, если аттестацию выбрали каждую четверть, то первую точно завалите. Хорошо что у нас в школе формат СО не первый год и мне НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендовали раз в полгода. ;-)

Из пике расшколивания нас вытряхнуло резко, но приземлились на все 4 лапы. И пошла учёба вполне хорошо. Дочь всё успевает и даже кажется по одному предмету слегка увлеклась. (прошла больше) Кстати она выскочила раньше меня, я ещё долго в ступоре была. И сейчас накрывает... Но я держусь, т.к. это точно уже мои тараканы, а не объективная реальность.

Так как же организовать учёбу ребёнка?

сейчас будет речь об одном дне, т.е. день математики, день литературы или можно математика 2-3 темы, через пару часов литература. Можно и кучками и поочереди. Короче как несёт, так и едет. Совершенно свободный график, дочь (и я тоже) от строго расписанию дуреем и дурим.

Дочери подошёл формат погружения в предмет, т.е. она садится допустим за математику и сразу проходит столько сколько влезает в голову.

Главное тут успеть поймать на моменте "отсидела" (опять из навыков в школе, раз была на уроке, значит типа знает). Нужно не просто проскакивать тему, а после делать хотя бы тестик или какое-то упражнение. Если легко справится, значит тема усвоена!

Кстати вот и ответ на вопрос "Как понять что тема усвоена". Делаем задание/тест/упражнение/ответы на вопросы и сразу видно уложили материал или провалилось.

НЕ БОЙТЕСЬ! Ещё один страх из школы "урок закончен и ВСЁ!" не успел, значит не успел. Долго боролась с дочкой на тему пересмотреть видео целиком или часть, которую не поняла. Ей казалось, что она ОБЯЗАНА вот прямо с первого раза всё понять. Когда же случалась осечка, сразу начиналась паника и самоуничижение "НЕ СПРАВИЛАСЬ!!!"

Сейчас уже спокойно может и пару раз просмотреть и перемотать, поставить на паузу. Формат видео-уроков помогает усваивать с той скорость, с которой удобно лично ребёнку. Учитель не накричит, если ему придётся повторить даже 20 раз ))))))) Перемотка -- это круто! ;-)

Конечно важно и время. Мы с дочкой те ещё совы и долго "расхаживаемся" после пробуждения. Зато потом очень даже активны и продуктивны. На СО можно учиться тогда когда мозг готов, а нервы спокойны. А значит и времени тратится не так много.

Вот опять же я ЗА записи видео/аудио, но против консультаций или семинаров на постоянной основе. Даже если это консультация или семинар, то Я ХОЧУ (требую) записи! Иначе всё обучение не имеет смысла. Смысл и плюсы от обучения через интернет как раз и заключаются в распоряжении материалом в удобное время, а не тогда когда соизволили снизойти.

Дети, которые занимаются профессионально спортом или изучают что-то углублённо правда имеют больше времени на свои увлечения. Поймите правильно, это не идёт в ущерб знаниям. Никто не поставит аттестацию, если в голове будет ветер.

Ой, ты же пишешь что 4-5 недель было расшколивание, так как она успеет подготовится к аттестации?

Так у нас выходные и рабочие дни не закреплены ни к чему. Что значит выходной и не учимся? Вчера гуляла? Ну, значит нет сегодня выходного! ;-) (привыкала долго, но получилось)

Всё время у дочери -- это её время. Она сама должна принять решение по распределению нагрузки. Я только кукушка-напоминалка и в данный момент становления на новые рельсы конечно тюкаю. Далее это не потребуется.

Откуда столько времени? Так нет каникул, нет выходных, но и НЕТ УСТАЛОСТИ! Понимаете? Странно да? ;-) Правда работает! Потянуло если ребёнка позаниматься в выходной или вечером, садится и занимается. Она же понимает, что никто за неё это не выучит. Это её личная ответственность (ниже подробнее) И какая при этом разница выходные это или каникулы? На СО нет такого понятия ;-) ...во всяком случае в нашей семье нет точно.

А что там с аттестациями?

Самое главное о чём стоит помнить, переаттестации тоже есть. Если в школе лояльное отношение к ученикам на СО (тут нам правда повезло), то куратор предложит темы для сдачи предметов. Подскажут из опыта и соразмерно программе. В нашей школе учли ещё и вкусы и способности ребёнка. Дали интересные темы для написания рефератов.

Если же в школе война, то подумайте над форматом сдачи аттестаций онлайн. Такие услуги тоже есть. Если по каким-то причинам наша школа нас не устроит, то тоже пойду заключать договор с онлайн-площадкой. Есть сайты с обучением и аттестации, есть только аттестации, есть только обучение. Вариантов много и можно посидеть, изучить и выбрать "тот самый" для себя.

У нас пока всё хорошо и я усиленно не вникала в тонкости онлайн-предложений. Впрочем по вопросу аттестации и тому, как оформить документы на СО, написали уже все авторы ;-)

У дочки: аттестация в школе, учебники школа выдала, куратор замечательная, если ничего не выйдет, дочь тут же восстановят на очном. Если не устроит аттестация от школы, но формат СО захотим продолжить, то найдём где сдавать аттестации онлайн.

Как контролировать ребёнка?

Пока писала статью, всплыл (в который раз) вопрос про контроль.

НИКАК! )))) ???? да, вот так! Вы -- родитель! Вы ПОДДЕРЖКА!!! А не цепной пёс!

А КАК АТТЕСТАЦИЯ??? ...значит не сдаст ))))))) Обниму, пожалею и спрошу чем могу помочь.

Контроль (раньше)
-- домашку сделала?
-- Да.
-- Ок!
Контроль (сейчас)
-- училась?
-- Ага.
-- Ок!
или...
-- училась?
-- пока нет (нет)
-- ???? ну, ок....

Только не подумайте, что я не помогаю. Я предлагаю помощь каждый день не по разу (пока налаживает процесс, только вышли из пике с расшколиванием). Однако (!!!) моя дочь ИМЕЕТ ПРАВО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОМОЩИ! Помните про уважение? Вот статья моя про уважение и почему оно нужно.

Семейное образование (впрочем и очное школьное тоже) должно быть именно в рамках ответственности ребёнка. Я писала в статье про уважение ещё и моменты отпускания поводка. Ну, как вы хотите? Вы разве сможете силком запихнуть детям в голову то что они не хотят. НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Умрёте в подвиге, надорвётесь, но голова пустой и останется. ПРИМИТЕ ЭТО СРАЗУ!

А что такое ответственность?

Вот правда "что такое ответственность ребёнка" -- вспомните с какого момент вы перестаёте контролировать правильно ли надел трусики малыш. ЕМУ НЕУДОБНО БУДЕТ!!! ...натрёт... Так и хорошо! В следующий раз трусики оденет правильно. Вы главное не кричите, а спокойно объясните почему трусики натёрли. ))) Помогите! Напомните как правильно нужно носить трусики ;-) ВОТ ваша ответственность и на этом она заканчивается!

С учёбой точно такая же ситуация! Ну, двойка и? Орать тянет? Может сначала разберётесь? ПОМОЖЕТЕ! Может у ребёнка в тот день голова болела или настроения не было. ГОРЕ какое-то личное случилось (читайте опять же мою статью про уважение). Лучше спросите какая от вас лично нужна помощь ребёнку, что бы в следующий раз это была уже не "2", а "5"!

Даже на очном обучении в школе очень рекомендую обращаться к видео-урокам по теме, если ребёнок не понял на уроке в школе. Сразу объясните ребёнку что ЭТО НЕ СТЫДНО! ЭТО НОРМАЛЬНО!!! Как говорила моя мама: "Не стыдно не знать, стыдно не спрашивать, если не знаешь!"

Понимаете какая штука, пока вы контролируете, вы переносите ответственность на себя. Вы отучаете ребёнка от принятия последствий своих поступков. Даже если начать применять наказания, то будет только страх самого наказания. Ребёнок будет врать, но не осмелится попросить помощи! Т.е. бояться двойки ребёнок начнёт потому, что вы накажете, а не потому, что двойка означает пробел в знаниях, который нужно компенсировать дополнительными усилиями. Мотивация получается не верная к учёбе.

ТАК МОЙ НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ!!!

Ребёнок не хочет учиться? И так тоже бывает. Конечно нужно попытаться понять причину и по возможности восстановить тягу к знаниям. Она правда у детей от природы есть. Другое дело в каком направлении эта тяга и какие способности у ребёнка.

Я так и не могу понять, почему же рабочие профессии стали вдруг стыдными. Как-то так случилось и общество повернуло не туда. Теперь ВСЕМ ПОГОЛОВНО мечтается видеть ребёнка обязательно с корочками ВУЗа. Вообще идея очень хорошая, но при условии что ваши амбиции совпадают с желанием и возможностями самого ребёнка!

...а если нет? Что тогда? Ну, не хочет/не может учиться... теперь вы меньше будете любить своего ребёнка? Кстати не забывайте что некоторые НЕ МОГУТ учится по вполне объективным причинам. :-( Так тоже бывает. И ЭТО НОРМАЛЬНО!!!

В мои времена и ранее (годы СССР, я училась в 80-90-е) было вполне приемлемо натягивать трояки таким детям и со спокойной душой отправлять учиться на рабочие профессии. ...хотя к моменту моего окончания школы уже пошла дурь со всеобщим высшим.

"ЛЮБОЕ ВЫСШЕЕ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМО ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ!!!" (даже если всё куплено от курсовых, через зачёты и до дипломной работы, а гос.экзамены списаны)

Я ярый противник такого подхода. Не может/не хочет учиться (имеет кстати право!) -- примите это! Потом сможет уже взрослыми мозгами доучится, если будет на то желание. У НЕГО/НЕЁ БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ! (понимаете?)

Ой, если я СЕЙЧАС не надавлю... вот меня в своё время не додавили, тогда бы я...

Тогда что ТЫ? ...а ничего! Ещё раз напоминаю, что если человек хочет, то он идёт и делает. Если не хочет, но признаться стыдно, то идёт и сжирает мозги своим родителям/супругам/начальникам и прочее. В общем "лeпит oтмaзы" ;-) Я таких бaек слышала во стольких вариациях, что даже считать не буду. Думаю вы их и без меня слышали. Я и сама "мечталась" на эту тему, пока не осознала что МНЕ БЫЛО НЕ НУЖНО! Захотела бы -- сделала! ;-)

...только конечно на СО таких нехочух отправлять нельзя... никто на СО не поставит аттестацию за пустую голову. А если даже и поставят, то на ОГЭ провалится и будет вам... в общем не самая светлая мысль. Не хочет/не может учиться -- пусть отсиживает в школе, как вариант можно на облегчёнку договорится/перевестись, а может и тут на "троечки" хватит.

Только ради всего святого, НЕ ПРИПИСЫВАЙТЕ ДИАГНОЗОВ РЕБЁНКУ! И такую историю тоже знаю.
Школа не хотели возится и оставлять на второй год и вынудили маму пройти комиссию. Приказали/намекнули, что НАДО выпросить справку для перевода на облегчёнку... ...а девочка умненькая... вот только родители тот год со скандалами разводились... Оставили бы на 2ой год и нормально бы программа зашла...
Как уж там врачи дали справку... чёрт их знает... депрессия и агрессия конечно у девочки были, но не более (это соседи, знаю хорошо).
Кстати как вы думаете захотела ли девочка потом учиться? НЕТ! Она же дуpa и справка есть! ВСЁ! Ей стало не интересно ничего!

Только не подумайте, что я пишу об очном обучении в школе что-то плохое. А то поймёте предыдущие абзацы превратно. Учителя в школе (вполне возможно) смогут справятся с нехочухой, но при условии того что и вы со своей стороны пересмотрите подход к воспитанию.

Впрочем опять напоминаю о том, что надо (придётся) отпустить и принять. Орать и наказывать БЕСПОЛЕЗНО! Никакой мотивации нехочухе это не добавит, научится лучше прятаться и врать! А если там вынужденный нехочуха, которому бы помочь, а не орать, то помощи попросить побоится/постеснятся/решит, что и правда дyрaком уродился....

А как же СОЦИАЛИЗАЦИЯ?!?!?!?

(из каждого утюга, из каждой щели эта мысль/этот вопрос лезет)

А НИКАК! Хватит уже дурить. "Водичка дырочку найдёт" ;-) Так и ребёнок всегда доберёт то что ему нужно, конечно если не держать в аквариуме под замком. Будто до появления садиков и советских школ дети не социализировались. Сами-то подумайте что лучше: выбирать круг общения на свой вкус и свои интересы, или уживаться в том обществе куда занесло. (хорошо если удачно, а если нет?)

Когда ребёнку необходимо общение, то он/она идут и знакомятся с другими детьми. Вне садика (да, и в садик моя дочь не ходила) мы с дочкой шли на площадку и там я говорила как нужно знакомится с детьми. Что сказать, как подойти, что можно делать, а что нельзя (толкать кусаться и прочие гадости). Ничего сложного или сильно утомительного. Базовый навык малышу 1-2 года (смотря насколько уверенно ребёнок ходит). Отрабатывали изначально на детях знакомых, потом потопали в песочницу ;-)

Я вообще не понимаю родители не учат что ли этому? Причём тут садик в обязательном порядке? ...или тем более школа. (конкретно относительно социализации)

Ох, и тут оговорюсь. Моя позиция относительно садиков жёсткая -- ЭТО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! И не надо пиарить их как благо. Вынужденная необходимость ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! Потребности у детей в них НЕТ! Как и нет потребности в насильственной социализации.

Ох-ох-ох... и как потом она у тебя работать будет? Коллектив и прочее... не социализированная :-(

Мне так нравится это изначальное настроение на терпеть, примеряться, ждать и подстраиваться. Ээээ... простите, но как бы на работу ходят РАБОТАТЬ! А не изображать из себя непойми кого. Видела ещё "не ужился" и уволили из перспективной компании... Вот если компании важно больше уживаемость человека, а не его профессиональная квалификация, то какой смысл за эту компанию держаться?

НА РАБОТУ ХОДЯТ РАБОТАТЬ, А НЕ ДРУЖИТЬ!!!

Так как моя дочь потом будет? Так вот как раз ЛУЧШЕ ВСЕХ и будет! Потому что вырастет уверенной в себе девушкой! ВОСПИТАННОЙ И ТАКТИЧНОЙ!!! ...но которая не позволит сесть себе на голову.

Будет ТОЧНО знать ЗАЧЕМ это ЕЙ ЛИЧНО нужно. Уживётся, приживётся, приноровится или задавит (по обстоятельствам). ТОЧНО не будет терпеть унижения от некомпетентного начальника и не станет реагировать на "шпильки" от коллег.

Откуда знаю? Так её 4,5 года в школе травили. Она год не видела этих "прекрасных детей" и наконец-то ей стало "фиолетово". Реанимировалось и отросло чувство достоинства и окрепла самооценка.

...социализация... ТЬФУ!

Что-то на какой-то не той ноте заканчиваю я статью, но я постаралась самое неприятное для себя отложить в самый дальний ящик ;-) Надеюсь мне удалось ответить на все вопросы. Возможно буду дописывать в статью или в комментарии дополнения. ...а может опять писать статьи перестану. Я пока не решила.

Статьи канала:

Семейное образование (что, как и почему)

Можно ли ребёнку учиться не в школе? ДА! (ссылки на уроки, каналы, подборки и ресурсы с описанием)

Почему дети не хотят учится?

Дистанционное обучение в школах. Почему оно не работает

Почему хамят подростки? (про уважение)

Основные ошибки родителей на семейном образовании

Как понять себя и зачем это нужно

ЕГЭ и навязывание страхов в школе

Бить, наказывать = воспитывать? (о вреде наказаний и поощрений)

Конкуренция в воспитании и обучении детей полезна?

Дети врут, а мы наказываем (как опасно не верить ребёнку)

Трудности обучения детей на семейном образовании (расшколивание)

Спасибо что дочитали до конца. Осмелюсь предположить, что вам полезна была эта информация и мой опыт.