Найти тему

Советское образование. Было ли оно лучшим? Ч. 4. Путь к деградации

см. третью часть.

СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Только вот беда, Сергей Королёв в советской школе никогда не учился.
СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Только вот беда, Сергей Королёв в советской школе никогда не учился.

Как и предшественники, Леонид Брежнев начал свой путь генерального секретаря с указания на ошибки предшественника и объявления громких планов и задач на предстоящее будущее. В области образования эти задачи были сформулированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», вышедшее 10 ноября 1966 года. Очередные амбициозные заявления — всеобщее среднее образование для всех детей школьного возраста. Для реализации поставленной задачи, программа обучения была полностью пересмотрена. Доля производственной практики снижена до размеров уроков труда и домоводства, предметное обучение распределено по годам, введена военная подготовка. Но увы, как и во всех остальных аспектах государственной политики, правительство посчитало, что сделать лучше, значит, сделать больше.

К 1974-му году задача по охвату средним образованием была формально достигнута - 8-ми летнее образование получило 95% детей, а 93% из них продолжили получение среднего. Как же партии это удалось? Вполне в духе плановой экономики — ростом валовых показателей, в ущерб качественных. Школьная программа была в значительной степени упрощена и еще больше унифицирована. Теперь закончить 10 классов стало посильной задачей даже для абсолютно не способных к обучению детей. Более того, с 1972-го года, после постановления «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», аттестат зрелости стал обязательным, так что после 8-го класса ребенок был обязан продолжать учебу, вне зависимости от потребностей и способностей. Плановая командно-административная система во всей красе! Учителя и школы отчитывались об успеваемости не согласно объективным тестам и замерам, а субъективными оценками учащихся. Выгнать из школы ученика стало попросту невозможным, а даже самых отъявленных двоечников тянули хотя бы до 8-го класса — пусть с ним потом ПТУ разбирается. Последние, кстати, стали обителью закоренелых тупиц и хулиганов, превратившись в народное «помоги тупым до учиться» и пугалкой для школяров, мол, будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ. А между тем, еще в 60-х в ПТУ был конкурс и брали не всех, теперь же здесь нарастала неукомплектованность до 15-20% (в строительных вообще до 40%).

В 90-ых ситуация в ПТУ стала совершенно удручающей, но началось все еще в 70-х
В 90-ых ситуация в ПТУ стала совершенно удручающей, но началось все еще в 70-х

Лекалом значительного ухудшения качества школьного образования стал отсев абитуриентов. Удельный вес выдержавших вступительные экзамены (то есть всех абитуриентов, получивших положительные оценки, прошедших и не прошедших по конкурсу) по отношению к плану приема все время падал. Чтобы не попасть в разряд «неуспевающих» ВУЗы постоянно снижали проходные балы, а так же сложность испытаний. Но даже не смотря на все эти манипуляции, валовые показатели не удавалось удерживать на плановом уровне, количество «отсеивающихся» постоянно росло. Это не удивительно, ведь «качество» студентов стремительно снижалось. (А. Н. Кочетов, Профессиональное образование в 60—80-х годах: Путь к инфляции)

Действуя в фарватере идеи «социальной однородности» и придерживаясь социальной роли высшего образования, правительство СССР целенаправленно создавало условия для доступа к высшему образованию всех подряд, а установка на «обязательное получение среднего» сгоняла оставшихся в ПТУ и различные техникумы. К середине 70-х студентов вышки уже было около 5 миллионов, а тех, кто учился на ранг ниже — 3 миллиона. В итоге культ высшего образования вылился в тотальную диспропорцию - инженеров больше, чем рабочих. Экономически подобное соотношение было ничем не оправдано, поэтому государству пришлось плодить «работающих безработных» - трудоустраивать армию специалистов с ВО на фиктивную работу. Еще один костыль появился в 1977 году. Тогда Государственный комитет по труду и социальным вопросам разработал «Перечень профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование». Число таких профессий увеличилось с 39 до 380. Сделано это было не в угоду научно-техническому прогрессу (он просто не поспевал за таким количеством выпускников), а для искусственного выравнивания фактической потребности в кадрах, с реальным их выпуском. Теперь выпускники ССУЗов начали направляться на рабочие специальности, освободив должности специалистов для выпускников ВУЗов. На сколько это девальвировало ценность высшего образования даже и упоминать не стоит.

Здесь уже может быть школьная фотография одного из вас. 80-ые, уверен, успело захватить большинство тех, кто читает эту статью.
Здесь уже может быть школьная фотография одного из вас. 80-ые, уверен, успело захватить большинство тех, кто читает эту статью.

Реформа образования конца 60-ых и дальнейшее последовательное развитие этой реформы, привело к ускорению инфляции образования. Его качество и востребованность постепенно снижались. Если в 30-х, 40-х и даже 50-х, наличие высшего образования гарантировало высокую оплату, карьерный рост и востребованность в народном хозяйстве, то в 80-х вы, скорее всего, оказались бы на должности специалиста, с реальными требованиями не выше ССУЗа. А вот обычных рабочих катастрофически не хватало. ПТУ, на чьи плечи и была когда-то возложена задача воспитывать и обучать рабочий класс, со своими задачами не могли справиться по объективным причинам — туда никто не хотел идти учиться. Большой-большой привет всем, кто до сих пор верит в «лучшее образование на свете». Как вообще в лучше системе образования может существовать учебное заведение, которое презирают те, кто по идее, должен там учиться? Да и те, кого удавалось силком туда затащить, работать не очень хотели, на 4-ый год после распределения, работать оставалось менее 40% выпускников ПТУ (Молодежь СССР, 1990).

Ухудшилось (казалось бы, когда было хорошо?) и положение с преподавательским составом. Зарплата учителей в 1970-м составляла 81 % средней зарплаты в промышленности, а в 1980-м — уже 73,3 %. Многие выпускники университетов и пединститутов, распределенные в школу, упорно старались туда не попадать. Их стыдили, заставляли, уговаривали, принуждали, приманивали квартирами — особенно на селе. Да и в целом доля затрат на образование год от года снижалась, что сказывалось не только на квалификации учителей, но и банально на укомплектованности школ. Вся система образования в СССР, начиная с 60-х упорно шла по пути деградации, как говорится, «культура растеклась шире, но стала мельче». Впрочем, так дела обстояли во всех отраслях, даже ВПК.

Первый звонок. Школьные традиции остаются неизменными. Некоторые, кстати, закрепились в результате реформ 1984-го года. Например, эта.
Первый звонок. Школьные традиции остаются неизменными. Некоторые, кстати, закрепились в результате реформ 1984-го года. Например, эта.

Финальным твистом, стала реформа образования 1984-го года. 12 апреля 1984 года Верховный Совет СССР принял постановление "Об основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школы". Цель — "выработка у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите". Вы будете смеяться, но, теперь уже Константин Черненко, снова взялся за строительство политехнических школ. Все его идеи - это дежа вю. Вновь 11-ти летка, только теперь в другу сторону. В 1-ый класс надлежало поступить с 6-ти летнего возраста. В школах резко увеличивались часы на "Основы производства. Выбор профессии". Предполагалось, что большинство школьников за время обучения станут квалифицированными рабочими и, получив аттестат, пойдут работать на заводы. Никогда такого не было, и вот опять. Впрочем, ничего все равно не вышло. Просто очередное сотрясение воздуха грандиозными планами, которые на этот раз оторвались от реальности примерно на пару световых лет. Чего стоит только одно введение в школьную программу основ информатики и вычислительной техники, при том, что первые персональные компьютеры заехали в учебные заведения лишь к концу 80-х.

Серия выборочных социологических исследований 1985—1988 годов показала:

  • В течение года увольняется 33 % выпускников ПТУ, каждый пятый работает не по специальности, полученной в ПТУ;
  • 41% выпускников высших и 59,8% выпускников средних специальных учебных заведений выпуска 1985— 1987 годов работали не по специальности;
  • В 1988 году 1,7 млн. выпускников 10-х классов средней школы (76 %) сдали экзамены по одной из рабочих профессий, но только 25% их стали работать по полученным в школе профессиям.
  • Быстро начала расти численность неработающей и неучащейся молодежи.
Первый советский техникум - ФКиС. Он не избежал переименования в колледж. Что изменилось? Название.
Первый советский техникум - ФКиС. Он не избежал переименования в колледж. Что изменилось? Название.

Конечно, была попытка что-то сделать со всем этим бардаком в «лучшей системе образования в мире» в перестроечное время. Но реформы 1987-1988 годов были непоследовательными. С одной стороны власти осознали пагубность «валовых» показателей в образовании, но с другой провозгласили «единый подход» - то есть сохранили прежнюю командно-административную систему, хотя должно было быть очевидно, что первое является следствием второго. В страну завезли колледжи и лицеи, а с ПТУ (наконец-то!) сняли обязанность доучивать тех, кого выгнали после 8-го класса. Впрочем, все это уже было не столь важно, сама страна разваливалась на части, так что учебные заведения с 1989-го года отправились в самостоятельное плавание.

Для меня до сих пор остается загадкой, в какой момент времени советское образование стало лучшим в мире. Даже в начальный период, вплоть до 1953-го, оно демонстрировало эффективность лишь в одном направлении — ликбез. Высшее образование того периода времени назвать советским не поворачивается язык, ведь оно сохранило дореволюционную форму, за исключением навязанной идеологической обработки и было, по факту, «элитарным», недоступным большинству граждан. Да и в целом, сталинская реформа была больше похожа на реставрацию гимназий и, опять же, назвать ее советской довольно сложно. В дальнейшем же качество образования в СССР стремительно деградировало, ведь основными целями были валовые показатели. Закономерным итогом погони за «всеобщностью» стала прогрессирующая инфляция образования — к концу существования СССР советские дипломы (не без исключений!) могли впечатлить разве только аборигенов Африки. Свою негативную роль сыграла и мотивация на «социальную роль» высшего образования. В итоге оно тупо стало самоцелью, без какого-либо экономического основания. Государство вкладывало огромные деньги в развитие человеческого потенциала, который попросту невозможно было реализовать, а если не происходит трансформации знаний в продукт, то вся система становится неэффективной. Как этим можно гордиться? А уж тем более ставить в пример.