Задача о создании Ту-116 была поставлена заводу №18 в 1955 году. Была поставлена задача создать пассажирские самолеты для перевозок на большие расстояния государственных деятелей с сопровождающими и охраной в условиях повышенного комфорта.
Необходимость в самолете такого назначения появилась с началом "оттепели" в отношениях между Востоком и Западом, ведь использовавшиеся для этих целей Ил-14 уже не соответствовали ни духу времени, ни статусу СССР как сверхдержавы.
Самолеты "116" были заказаны из опасения, что высшему руководству страны потребуется нанести визит в США, а "114" еще не будет готов.
Исходя из срочности заказа, требовалось представить самолёт к проверке к сентябрю 1956 года, однако проект был свёрнут 28 марта 1956 г., так как ОКБ было перегружено более срочными работами по боевым машинам. В дальнейшем самолет "116" или Ту-116 получил открытое обозначение Ту-114Д.
Эскизный проект самолета "116" предъявили заказчику в апреле 1956 г., а в октябре он был утвержден.
Согласно проекту, "116" мог перевозить 400 кг багажа и до 24 пассажиров, в число которых входил и обслуживающий персонал. Конструктивно Ту-116 не отличался от Ту-95 на базе которого был создан.
Самолёт был полностью лишён боевого оснащения. Пассажирский салон был рассчитан на 6-8 человек охраны и до трёх дипломатов. Салоны оборудовались диванами и диван-кроватями. Специально для самолета создали интерьер, соответствовавший вкусам руководителей государства.
В Ту-116 переоборудовали два серийных Ту-95 No.402 и No.409, выпущенных соответственно в 1956 и 1957 гг. Во время госиспытаний на Ту-116 No.7802 был выполнен беспосадочный перелет по маршруту Чкаловское-Иркутск-Чкаловское протяженностью 8600 км (остаток топлива в баках после посадки позволял пролететь еще около 3000 км). Средняя скорость в полете составила 800 км/ч. После завершения госиспытаний оба самолета передали ВВС, где они эксплуатировались до начала 90-х гг.