Найти в Дзене
Koltsova Snezhana

Музей старого операционного театра

Как купить тур он-лайн дешевле

Старый операционный театр – единственный в Европе музей такого рода, дающий наглядное представление о хирургии начала XIX века. Он находится в Саусворке, на Сейнт-Томас-стрит, на самом верху бывшей церковной башни – там, вокруг церкви святого Фомы, раньше располагалась больница святого Фомы. Церковь в стиле барокко строил каменщик Кристофера Рена Томас Картрайт. Теперь её уже нет, остались только башня и часть первого этажа.

Посетитель поднимается по узкой винтовой лестнице к выставке старинных медицинских инструментов и чердаку с лекарственными травами. Выставка на любителя, но любитель найдёт здесь множество отличных экспонатов – пилы и ножи для ампутации, дрель для трепанации черепа, гильотина для миндалин, инструменты акушёра... Чердак с травами сначала кажется более мирным – сухие букеты, ящички, мисочки, весы для лекарств. Но и тут – то скелет, то модель человека в разрезе, то витрины с заспиртованными органами.

Главное в музее – собственно операционный театр, старейший в Великобритании. Он появился в 1822 году, через семь лет после выхода так называемого «закона аптекаря», требовавшего, чтобы ученики аптекарей «проходили практику» в больницах. Студенты толпились в больницах, что создавало неудобства: все манипуляции и операции проводились прямо в палатах.

Первый операционный театр открыли на чердаке, рядом с женской палатой. У башни хорошая звукоизоляция (важная деталь во времена, когда анестезии ещё не было). Операционный зал оборудовали местами для зрителей и потолочным окном для лучшего освещения. Он не отапливался и не вентилировался, но стал прекрасной площадкой для демонстрации хирургических навыков.

Хирурги работали тут сорок лет – в 1862 году больница святого Фомы переехала в Ламбет. Заново это место открыли лишь в 1956 году и решили сделать тут музей.

Стоя на пятачке, окружённом амфитеатром, можно представить себе, как всё происходило. Небогатая женщина (в то время в больницах лечились только бедняки), которую накачали алкоголем, чтобы хоть как-то притупить чувства, лежит на деревянном столе. Хирург одет в сюртук – ни разу не стиранный, вонючий, жёсткий от засохшей крови. Скорее всего, врач готовится к ампутации – до внедрения антисептики и асептики (методов обеззараживания) проводить полостную операцию было бессмысленно, практически все пациенты умирали. Студенты набились в амфитеатр, как сельди в бочке, – кого-то рвёт, кто-то с верхнего ряда требует, чтобы нижние убрали головы, а то плохо видно. Пациентка жутко кричит, кровь льётся в ящик с опилками. Ампутировать ноги и руки хирурги умели быстро – за минуту или даже меньше. Хотя операция пройдёт успешно, женщина, скорее всего, умрёт от шока или инфекции.

Пожалуй, здесь самое подходящее место, чтобы поблагодарить Бога и ученых за изобретение анестезии и антисептики с асептикой.