Найти в Дзене

Сказы рода Лыковых. Жизнь Карпа и Акулины "в людях" (часть 21)

Как прожили Карп и Акулина год перед тем, как он вернулся обратно на заимку?

В предыдущей статье я рассказала, как пришел конец Лыковской заимке, а ее обитатели разъехались, кто куда. Но главной потерей была не потеря домов - Карп Лыков потерял брата и остался один из всех братьев Лыковых.

Но вернемся в нашем рассказе немного назад - к тому моменту, когда Карп с женой Акулиной уехали к ее родственникам, но не на Бию, а на реку Лебедь в поселок Новиково (откуда пришел на Абакан Никифор Ярославцев, принесший на заимку неизвестную болезнь). Они остановились у родственников Акулины - Тропиных (Знакомая фамилия для тех, кто читает мои циклы о Лыковых с самого начала). Анисим был мужем старшей сестры Акулины. Анисим и рассказал Лыковым между хозяйственными заботами обо всех "мирских" новостях - коллективизации и ликвидации уединенных кержацких заимок.

В марте Акулина родила мальчика, которого назвали Савином. Еще до родов Карп на недельку съездил в Дайбово к теще и тестю, посмотреть, как идут дела на Бие. Увиденное и услышанное не порадовало: заимки оставались пока только на Бие и на Лебеде, а вот на территории, отошедшей заповеднику народ поголовно выселяли. На Чулышмане, например, выгоняли народ войсками, причем целыми селами.

И вот тут, в разговоре с тестем и услышал Карп впервые о том, что на должность смотрителя на новом кордоне прочат Евдокима, и что Ермила Золотаев тоже метит на это место. Ходили слухи, что написал, де, Ермила какую-то кляузу на Евдокима. Появились у Карпа тогда нехорошие предчувствия. Да и Анисим, которому Лыков по приезде все рассказал, тоже советовал идти на Каирсу сразу, как сойдет большая вода и забирать всех оттуда поскорей.

-2

Итак, ближе к концу июня отправился Карп в дорогу. Пройти ему предстояло около 150 км - по правому притоку Лебедя, а потом через Абаканский хребет. Дошел благополучно и нашел всех в добром здравии. Матушка Раиса обрадовалась появлению внука, на заимке Аксинья тоже разрешилась малышкой, которую назвали Александрой. За всю зиму на прилавке не было ни одного чужого человека, ни из заповедника, ни просто проходящих мимо.

Поэтому, когда Карп предложил собираться и уходить, никому не захотелось бросать насиженное место, тем более, что только управились с посадкой. Порешили так: осенью Карп придет снова -помочь с уборкой, а потом уже с ним все и уйдут. Условившись обо всем, Карп заторопился назад - проживание "в людях" нужно было отрабатывать. Евдоким, как уже повелось, проводил брата через Абаканский хребет. И, как вспоминал через много лет Карп Осипович, маятно на душе было у обоих. Рассказал Лыков брату и про слух о кляузе Золотаева, и Евдоким согласился, что вполне такое может быть.

На Лебеде все было по-старому, коллективизаторы до Новикова еще не добрались. Пока управлялись с покосом, а затем с уборкой урожая, Карп договорился с местными, кто на первое время приютит брата с семьей. А в начале сентября он отправился за Абаканский хребет. Придя на Абакан, Карп застал всех не просто встревоженными, а можно сказать, что в панике. Что было тому причиной, я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение истории.